ЯК-4 вырвался из небытия

Менделева, Ирина. ЯК-4 вырвался из небытия : [активисты поискового клуба «ВИККРУ» вернулись из экспедиции в Быховский район] / Ирина Менделева / СБ. Беларусь сегодня. — 2017. — 9 сентября. — С. 7. 

Активисты Могилевского областного поискового клуба «ВИККРУ», руководит которым известный военный историк и писатель Николай Борисенко, вернулись из экспедиции в Быховский район с хорошей новостью. Они установили место, куда упал советский бомбардировщик, сбитый немецкими истребителями во время одного из воздушных боев в начале июля 1941 года. В лесу вдоль границы с Кировским районом между деревнями Грудичино и Чечевичи на поверхности обнаружены фрагменты двигателя самолета и обгоревшие останки одного из пилотов.

О том, что в годы Великой Отечественной войны на территории Кличевского, Кировского и прилегающих районов было сбито не менее десяти наших бомбардировщиков, Николай Борисенко знал давно из архивных документов, из воспоминаний Константина Симонова. Военный корреспондент своими глазами в конце июня — начале июля 1941–го видел гибель трех советских бомбардировщиков, летевших бомбить переправу через Березину, а позже подробно описал те события в своих воспоминаниях. А недавно Николаю Борисенко позвонил житель деревни Грудичино Денис Жвырблевский и сказал, что знает от односельчан–старожилов, в том числе от своей бабушки, место, где в 1941 году упал самолет, и что в его деревне еще живет свидетель того воздушного боя. Конечно, такая информация не могла не заинтересовать военного историка. По прибытии на место поисковики бережно собрали и сложили для дальнейшего изучения все свои находки. Николай Борисенко встретился и с очевидцем тех событий и подробно записал его воспоминания.

86–летнего жителя деревни Грудичино Валентина Михайловича Сивакова память не подводит:

— Мне тогда было десять лет, вместе с другими мальчишками мы наблюдали, как два фашистских «мессера» преследовали советский бомбардировщик. Поначалу штурман отстреливался, потом перестал, видимо, его убили. А летчик успел выпрыгнуть с парашютом. После этого самолет, задымив, упал на землю, раздался мощный взрыв. В нашу деревню на тот момент уже пришли немцы, и они первыми подъехали к месту падения бомбардировщика, а затем уже подтянулись мы, сельские.

Летчики не успели сбросить бомбы, и они взорвались при ударе, раздробив на мелкие куски детали самолета и разметав их по сторонам. Немцы нашли нераскрытый, упакованный парашют одного из летчиков, растянули его по земле, разрезали на куски и раздали местным жителям. Потом деревенские пацаны еще раз пришли на это место, нашли ноги штурмана в сапогах, оторванные при взрыве, и недалеко захоронили. Позже сельчане не раз ходили в лес, который здесь называют Поповским, потому что до революции он принадлежал церкви. Отрезали куски резины от шасси самолета на подметки, дюраль переплавляли на ложки и миски. В деревне потом долго говорили: «Растащили самолет на ложки!» Пробовали мальчишки искать и парашют приземлившегося в лесу летчика, но не получилось: то ли пилот надежно закопал его в землю, то ли кто–то уже нашел раньше.

А Николай Борисенко внимательно изучает находки и выдвигает первые версии:

— Наиболее вероятно, что этот самолет — легкий бомбардировщик Як–4, очень редкий. До войны в СССР таких успели выпустить не более 200 штук и сняли с производства, так как модификация оказалась не совсем удачной. Всего в начале войны на Западном фронте их было не более пятидесяти. Двигатель, фрагменты которого мы нашли, предположительно М–103 или М–105. Есть большой процент вероятности, что самолет прилетел сюда из Медыни Смоленской области, где базировался авиационный полк. Хотя не исключено, что путь его мог быть гораздо короче, с аэродрома в Быхове, однако там, по моим сведениям, не было бомбардировщиков Як–4.

Впрочем, это только начало исследований. И главная задача даже не поднять самолет, а попытаться воскресить совместно с российскими коллегами имя героя, погибшего в воздушном бою. Так что поисковики еще не раз вернутся на это место: в ближайшее время начнется подготовка к экспедиции по установлению имен экипажа, будут проводиться раскопки.

КСТАТИ

Три года назад редакция газеты «Рэспублiка» совместно с государственным музеем истории Великой Отечественной войны провели патриотическую акцию по поднятию советского бомбардировщика Ил–4 в деревне Плебань Молодечненского района. О том, что летом 1941 года самолет упал на один из деревенских домов, сообщил местный житель. Тогда, в начале войны, он был маленьким мальчиком. А запомнил эпизод потому, что от падения бомбардировщика сгорел именно тот дом, в котором жила его семья. Потом пришлось жить в сарае.

Подключив сотрудников МЧС и бойцов 52–го отдельного специализированного поискового батальона, журналисты выехали на раскопки. Нашли множество деталей советского самолета — стойки, шасси, части фюзеляжа, а главное, останки пилотов–героев. Имена красноармейцев установили, увековечили на мемориале в деревне Красное Молодечненского района, здесь же торжественно перезахоронили останки. Связались с родными летчиков, один из которых, внук и тезка погибшего боевого штурмана Сергея Кокшарова, приезжал из Екатеринбурга на торжественную церемонию перезахоронения. Россиянин был очень взволнован и не смог сдержать слез, так как только здесь узнал, где и при каких обстоятельствах погиб его дедушка. А бабушка, до конца жизни разыскивающая своего мужа, о его судьбе так ничего и не узнала.

На месте падения самолета установлен камень–валун с мемориальной табличкой.

febe1d7e5de855f0a09006daecb51393 e944918d78c977420c1fcd1bc6bb6c83 c76d59a1fba9f504089d372882b20711 be35d79bcb60f874d585e9bd03c599d1 b8097fb4e92d7b3f34524085ca7bef14 09789a5944918b6243527c779943d360 8bddeeb83efa693fdb9fb67330d494c7

08eb9032dd57570b9c08f7ee92bd6bcb

d5621465e77639bb82c08cc0dfc71e1b

Ирина МЕНДЕЛЕЕВА
irina_mendeleva@mail.ru
Фото предоставлено Николаем Борисенко.