Сидельникова, Виктория. Военная тайна июля 1941-го / Виктория Сидельникова // Днепровская неделя. — 2017. —13 сентября. — С. 3.
На сей раз земля оказалась щедрой на раскрытие своих тайн: 12 медальонов красноармейцев, погибших в июле 1941 года, найдены близ деревни Самулки.
«Вахта памяти» поисковиков Могилевского историко-патриотического клуба «Виккру» и арзамасского поискового отряда «Рассвет» из Нижегородской области (Российская Федерация) проходит пятый год подряд. За это время в Чаусском и Славгородском районах совместно они подняли более сотни останков советских воинов и лишь четыре медальона, но расшифровать надписи с именами павших героев удалось всего лишь на двух. Жаль, у рядового Николая Бурдакова так и не нашлось родных, которые могли бы приехать и почтить память легендарного предка при перезахоронении в братской могиле. Зато бойца Василия Олокина «вернули» в семью: потомки узнали о судьбе прадеда, который на протяжении долгих 75 лет считался без вести пропавшим.
Имена павших героев
Незадолго до начала поисковой операции прошла основательная разведка. Люди в камуфляже, прочесывая поле меж деревнями Самулки и Темнолесье с помощью металло-искателей и щупов, наткнулись на могилу, копнули — и обнаружили человеческие кости. По архивным данным, а также схемам, составленным ветеранами Великой Отечественной войны еще в 1960 годы, эти места боевых действий хорошо известны жителям области. Здесь в июле 1941-го после 23 дней героической обороны города на Днепре выходил из окружения 61-й стрелковый корпус — бойцы генерала Бакунина, и 20-й механизированный полк генерала Веденеева. Зная, что фашисты зажали в кольцо по двум направлениям, нашим оставался один путь: прорываться через Благовичи, Самулки, Темнолесье и Удовск. Но их ожидал сильнейший контрудар… Из десяти тысяч бойцов в плен попали около пяти тысяч, более 2,5 тысячи погибли, остальные пропали без вести.
По словам военного историка, руководителя клуба «Виккру» Николая Борисенко, в Чаусском, Славгородском, Могилевском, Шкловском районах лежат около трех тысяч бойцов. За все время поисков с 90-х годов только на полях у деревни Самулки подняли незахороненные останки чуть более полутысячи солдат. Представьте, сколько работы еще впереди: хватит не на одно поколение!
Страшные находки наглядно демонстрируют картину происходивших здесь событий. По воспоминаниям старожилов, в тридцатиградусную жару земля была устлана трупами защитников Могилева. Повсюду кровь и смрад от разлагающихся тел. Местные жители рыли ямы и массово хоронили убитых. Вместе с обмундированием, оружием, документами и личными вещами их находят до сих пор. Удивительно, как хорошо спустя семь десятилетий сохранились сапоги, противогазы, а патроны и сейчас сгодились бы — только лишь порох в них слегка отсыревший.
Поисковая удача
Иногда экспертам удается определить даже характер ранения. Находили осколки в костях воинов, черепа, пробитые пулями навылет, оторванные снарядами конечности…
— Многое можно представить и по расположению останков, — поясняет консультант поискового отряда «Рассвет» Михаил Марков. — Однажды подняли бойца — в яме он оказался один. Лежал на спине, широко раскинув руки, а между ног — пробитая каска. По всей видимости, он шел в атаку, но прямое попадание в голову мгновенно сбило его с ног. Красноармеец погиб на месте…
Как рассказал руководитель военно-поисковой секции Белорусского республиканского общества охраны памятников и истории культуры Сергей Беспанский, интерес к поисковой работе в Могилевской области есть у каждой из республик бывшего СССР. Так, в 20-м механизированном корпусе, воевавшем здесь, были представители сорока национальностей! Найденные на нынешней «Вахте памяти» останки 49 бойцов Красной Армии в очередной раз это подтвердили. Только у 12 при себе оказались медальоны — небывалая удача! Благодаря этим эбонитовым футлярам после специальной экспертизы станет возможным установить личности павших героев. Имена четырех уже известны. Это советские воины Павел Верховод из города Серпухова Московской области, боец 26-й танковой дивизии, красноармейцы Иргаш Парпиев родом из Ташкентской области, Виктор Калугин и Юрий Бобров из Ташкента. Теперь предстоит найти родственников защитников Отечества и открыть тайну их гибели.
— Сердце болит, когда видишь разрытые черными копателями траншеи и белеющие оттуда кости наших дедов и прадедов, — говорит научный сотрудник Музея истории Могилева на мемориальном комплексе «Буйничское поле» Петр Хованский. — В моем роду есть Герой Советского Союза… А я более 20 лет занимаюсь поиском. Пока будет хватать сил и здоровья, будем продолжать нашу нелегкую, но такую важную работу.
Лучшая благодарность
— Мы надеемся отыскать и своих ребят, — говорит руководитель арзамасского «Рассвета» педагог Евгений Колосунин. — Две нижегородские дивизии — 160-я и 137-я — приняли свой первый бой здесь, в районе Славгорода. Где-то в середине июля они были рассеяны и уходили разрозненными подразделениями на Смоленск и Брянск. У самого Нижнего Новгорода (в прошлом Горький) нет гордого звания города-героя. Хотя на фронтах сражались более 800 тысяч его жителей, свыше 350 тысяч не вернулись домой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, — это производство вооружения. Для нужд фронта здесь был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.
Вместе со своим учителем истории в Беларусь который год подряд приезжают учащиеся и выпускники Арзамасского строительного колледжа. Интересный факт: совместные поиски не только объединяют патриотов двух государств, но и сплачивают аж до семейных уз. В Арзамасе Кристина и Алексей учились в колледже на разных курсах. Но подружились только летом в Могилевской области на очередных поисковых работах… Нынешним летом они поженились. В свадебное путешествие супруги Масловы снова отправились к нам в гости.
— Нравится нам в Могилеве, чисто, красиво, — делится впечатлениями Алексей. — Да и знаковое это для нас место. Где-то тут погиб мой прадед Василий Степанов, а я встретил свою будущую жену. Дед числится пропавшим без вести. Кто знает, вдруг найду его медальон? Верю, это будет лучшей благодарностью ему за нашу мирную жизнь.
Виктория СИДЕЛЬНИКОВА.
Фото автора.