В мире рыцарства и братства

Борсяк, Юлия. В мире рыцарства и братства : [рыцарский клуб «Восточная застава»] / Юлия Борсяк // Веснік Магілёва. — 2017. — 10 ноября. — С. 12. 

Если в древние времена из поколения в поколение рыцари могли передавать доспехи, то в случае с Владимиром и Андреем Петровыми от отца к сыну перешло по-настоящему мужское увлечение, как раз родом из Средневековья. Сегодня Петровы руководят рыцарским клубом «Восточная застава», который занимается реконструкцией доспехов, вооружения, быта и одежды XIV — XV веков Великого княжества Литовского.

А началось все с того, что Петров-старший, когда еще младший под стол пешком ходил, решил реализовать свою детскую мечту — сделать настоящую рыцарскую кольчугу. На работе стал плести цепочку из металлических колечек. Когда это увидел коллега, он сказал, что его сын учился с парнем, который организовал рыцарский клуб, и назавтра же пришел с его номером телефона.

— Так я попал в первый рыцарский клуб в Могилеве «Старый замок», — вспоминает Владимир Георгиевич. — Занимался там, пока клуб сам по себе не распался, поскольку все ребята переженились, разъехались, были проблемы с арендой помещения…

Но небольшую группу единомышленников все же объединял дух рыцарства, и мы создали клуб «Могилевская дружина» на базе 18-й школы. Правда, вскоре разделились на два, поскольку занимались абсолютно разными направлениями. Одни «крестоносцы», другие «литвины» — вместе было не ужиться. Это совершенно разные реконструкции. Да и на соревнованиях нас все равно ставили по разные стороны «баррикад».

Так восемь лет назад и появилась «Восточная застава», которая сегодня располагается во Дворце культуры области. В рыцарском клубе сейчас 15 постоянных участников, которые «горят» своим увлечением. Они заняты историей «литвинов». Как признаются молодые люди, с каждым годом становится все сложнее, поскольку информации по этому периоду мало, а для допуска на фестивали предъявляются очень серьезные требования. Потому все реже можно увидеть бойца с «ефросиньевским крестом». Переходят в те направления, о которых информации больше.

— У славян не принято было человека рисовать, в Европе же не было таких запретов, потому визуальной информации у них больше, — отмечает Андрей Петров. — Пока планируем и дальше заниматься периодом ВКЛ. Перед поездкой на фестиваль мы фотографируемся в одежде, и должны указать, по какому историческому образцу это сделано. Нельзя просто придумать себе доспехи из головы.

Подтверждение каждому доспеху, оружию, да что там, каждой пуговице на одежде рыцаря должно быть официальным, со ссылкой на проверенный источник с описанием, а еще лучше с изображением. Все материалы должны быть натуральными. Ищут такую информацию любители старины в музеях, в тематических группах, где общаются с единомышленниками, обмениваются знаниями и о реконструкциях, и о предстоящих фестивалях.

— Помню, по первости увидел доспех на одном фестивале и делал его полгода день в день, — делится воспоминаниями Владимир Георгиевич. — И когда был близок к завершению, то оказалось, что в реальности такого не было. И он до сих пор у меня лежит без дела. А полгода работы над ним я потерял.

— Более жесткие требования в «ливинг хистори», — объясняет нюансы Андрей Петров. — Там полностью ручные швы на одежде, натуральные материалы, учитывается каждая мелочь, вплоть до количества пуговиц. Отличается направление и большей открытостью доспехов. Это ведь показательные выступления. Там сражаются только по договоренности в ходе реконструкции исторических событий, когда за пару условных ударов побеждают те, кто должен победить по историческому сценарию. Такие фестивали — исключительно для создания атмосферы.

А бывают спортивные соревнования, где допускается использование нержавейки, каленого металла, можно совмещать разные типы доспехов у одного бойца, главное, чтобы участнику, выходящему в «бой», исполнилось 18 лет и на нем была надежная защита.

Мы зачастую принимаем участие в спортивных мероприятиях и фестивалях, где битва — зрелищное событие. Но по одежде и доспехам стремимся к «ливингу». Одежда должна соответствовать статусу. И доспехи тоже. Нельзя совместить части дешевого доспеха с более дорогим. Это как бомж на бентли.

Конечно, уточняют ребята, когда были реальные битвы, надевали все, что было, это теперь придают значение каждой мелочи. Клубная деятельность развивается, из количества выделяют качество.

Петров-младший впервые попал на рыцарский фестиваль, когда ему было 7 лет — отец взял его с собой в Мядель. Потом предложил участвовать, делать кольчуги. И худенький мальчишка, загоревшись рыцарством, бесстрашно выходил на бой и с ровесниками, и со старшими ребятами. Потом специально набирал массу, чтобы противникам с ним сложнее было бороться. Ведь в среднем только вес доспехов составляет 25—30 кг, а иногда и до 40 кг доходит, в зависимости от роста и комплекции человека, а также металлов, из которых сделана защита. А нужно еще и удары противника держать, и противостоять им. Бывает, рассказывают участники клуба, приходит детина под два метра ростом, но он готов бежать без оглядки при виде противника, нужно время, чтобы вникнуть, перестать бояться, увидев топор в руках соперника. Потому случайные люди в клубе не задерживаются. К тому же увлечение получается не из дешевых. На одну ткань для участия в серьезном фестивале можно потратить больше пятисот долларов. За пошив специалисты возьмут еще двести. Хороший доспех стоит порядка двух тысяч, а это не каждый может себе позволить. Но ведь и работа бывает очень трудоемкой, изготовление той же кольчуги, а это ни много ни мало порядка 20 тысяч колец, собранных в одно изделие, может занять год.

— Мы покупаем что-то по мелочи, — говорит Владимир Георгиевич. — Шьем у местных, выходит дешевле. Многое делаем сами.

Сегодня хватает клубов, которые занимаются бутафорией. Кто не посвящен, будет думать, что это рыцари. Хотя рыцарь — это не человек в доспехах, это военное звание, статус. И об этом знают те, кто приходит к нам.

А приходят и из любопытства, и просто помочь, вместе с тем занимаются в клубе и дети. Мальчишек у нас сейчас трое, они помогают чистить доспехи, следят за инвентарем, плетут кольчуги, тренируются на мягком (тренировочном) оружии. Обучаем их работе с инструментом, посвящаем в исторические факты.

На фестивалях желающим разрешаем все примерить. А в клуб приходят и остаются лишь те, кого по-настоящему влекут рыцарские приключения, кто хочет окунуться в мир отважных сражений, ощутить дух средневекового братства, примерить тяжелые рыцарские доспехи и выковать свои собственные.

1 2

Юлия БОРСЯК.
Фото автора и из архива.