Море — стихия, с которой бороться невозможно

Максимова, Елена. Море — стихия, с которой бороться невозможно : [могилевская областная библиотека организовала Театральную встречу по поводу юбилея Могилевского областного драматического театра] / Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2017. — 29 ноября. — С. 11.

2018 год — 130-летие Могилевского театра драмы. Библиотека имени Ленина впереди планеты всей! Сотрудники отдела искусств уже в ноябре этого года организовали Театральную встречу по поводу юбилея.

В салоне Анны Павловны Шерер из романа «Война и мир» гостей угощали виконтом — в зале библиотеки главным угощением стал Саулюс Варнас. «Элегантный, как рояль». Режиссер стажировался в Вашингтоне, Амстердаме, Вене… Проводил мастер-классы в Лондоне, Вильнюсе, Львове…

На десерт приготовили актеров: Ивана Труса (лауреата Национальной премии в номинации «Лучшая роль в спектакле»), Александра Кулешова. Цветком театральной встречи была красавица актриса Вероника Баранова. Хозяйкой салона выступила Нинель Мордасова. Нинель Александровна восемь лет работала в театре администратором и по-прежнему предана театру всем сердцем, душой и помыслами. Среди гостей выделялась светская львица — доктор культурологии, профессор БИП Жукоцкая Зинаида Романовна.

Встреча протекала в мирном русле. Хотя говорили о войне XVII — XVIII веков, когда грабежи и поборы завоевателей превратили некогда богатый город ремесленников в заштатное местечко. Маленький сожженный Могилев навел столичный лоск на себя перед встречей Екатерины II и австрийского императора Иосифа. В честь императрицы, по проекту архитектора Бригонзи, над Днепром построили деревянное здание. Труппы гастролировали, сменяли одна другую — и постройка обветшала.

Культурный пробел взялся восполнить Александр Дембовецкий. Губернатор бросил клич — бедняки, богачи, служащие и студенты всем миром собрали деньги на строительство театра. 27-летний автор, проекта, архитектор и музыкант Петр Камбуров много лет работал бесплатно. Здание на площади в Муравьевском сквере освятили 14 мая 1888 года. Губернатор сказал: «Завещаю беречь его, как всякий добрый хозяин бережет столь красивую собственность». Но к 25-летию театр стал походить на «щедринского конягу, на котором все желали ездить верхом, но никто не хотел кормить» (Мирский-Исаев, брошюра 1913). Сменялись директора, приезжали и уезжали актриса Вера Комиссаржевская, певец Федор Шаляпин, пианист Сергей Рахманинов, император Николай II, классики Якуб Колас и Янка Купала — неизменным оставался старик Чиботько, который топил печки-голландки.

В годы Второй мировой войны артисты эвакуировались в Сибирь…

…На 1986-1992 годы пришелся пик войны за театр. В феврале 1992 года аварийное здание закрыли на ремонт, который растянулся почти на 10 лет.

Столько же длилась Троянская война, которая началась из-за Елены.

Вот и в постановке «Женщина моря» Саулюса Варнаса мужчины сражаются за сердце Эллиды.

— Слова передают только одну треть смысла; две трети заложены в тишине… — с такого посыла начал свою речь режиссер, в спектаклях которого так много таинственного космоса. Если говорить образами, то зрители держат в руке самую маленькую матрешку. Это и есть наша земля. Ее окружают параллельные миры — «большие матрешки». Вот их-то и раскручивает Саулюс Варнас, создавая мистическую атмосферу своего мира. Вопрос, насколько зритель готов воспринять посылы режиссера, связующие земной и высший миры:

— Я в детстве очень любил слушать сказки, которые по вечерам читала мне бабушка. В этом было столько тайны! Маленьким я завязывал себе глаза и так проходил по всему дому, угадывая предметы. Взрослые так же бредут по жизни и на ощупь пытаются понять свою судьбу. Каждая встреча на земле — это какая-то подсказка. Каждая встреча чему-то учит. Воспринимай урок, приобретай новые качества и иди вперед! Все мы ищем счастье настоящей любви. Любовь пробуждает нас — и мы лепим-творим-малюем. В спектакле «Женщина моря» мы пытаемся понять метафизику любви. Почему не происходит чуда взаимосвязи? Неизвестный (Саша Кулешов) — это тот максималист, который приобрел остров, все устроил и приехал за своей женщиной. Но Эллида испугалась. Предательство внутренних убеждений наказывает человека несчастьем. Мужчина — Н . Женщина -О. Вместе — Н20. Формула воды. Море — это та стихия, с которой бороться нельзя. Если любишь, не нужно рассуждать — надо действовать.

И тут Неизвестный (Саша Кулешов) вышел на середину сцены, посмотрел в зал — и все поняли: артисту море по колено! Все ему трын-трава: он будет сражаться за свое счастье до конца. Актер выбил чечетку и приоткрыл Заку-лисье:

— Мы сыграли шесть спектаклей «Женщины моря». В последней сцене Эллида делает свой выбор: остаться с Вангелем или пойти за Неизвестным. Мы с Ваней — соперники. На одной из репетиций за нами наблюдал монтировщик Олег.

Тут вмешивается Вангель (Иван Трус):

— Монтировщик — это главное лицо в театре! Если вдруг кто-то из вас не понимает…

Неизвестный (Саша Кулешов) снова повернул разговор в свое русло:

— Так вот, он покурил, погасил окурок, потом изрек. (И Саша прохрипел): Пусть женщина выберет достойнейшего! (Все в зале развеселились). Я бы нисколько не удивился, если бы спектакль пошел в новом русле — и Эллида шагнула бы на мой корабль. А Ва-ня-Вангель остался бы один. Вот я бы утер ему нос. Мы и так уже поменяли финал: героиня бросается вслед за Неизвестным. Вместо точки мы поставили многоточие…

 2 31

Елена МАКСИМОВА
Фото Сержа АРДЕНА