Покорители высот комфорта

Комкова, А. Покорители высот комфорта / Анастасия Комкова // Веснік Магілёва. — 2018. — 3 октября. — С. 13.

Вот уже более 50 лет ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» — неизменный бренд нашего города, сумевший завоевать доверие потребителей не только в Беларуси, но и за ее пределами.

Ежедневно тысячи людей по всему миру убеждаются в качестве могилевского вертикального транспорта. И в этом, несомненно, заслуга многотысячного коллектива ОАО «Могилевлифтмаш», современного и высокотехнологичного предприятия, где работают увлеченные и преданные делу люди, с любовью создающие вертикальное скоростное чудо технического прогресса.

История могилевского лифтового машиностроения началась 52 года назад. Три первых лифта сошли с конвейера в 1970 году и были установлены в главном здании Могилева — Доме Советов. За полвека на «Могилевлифтмаше» изготовлено более 300 тыс. лифтов. Современные могилевские лифты отличаются широким разнообразием моделей и дизайна и оснащены по последнему слову технического прогресса. Внешний глянец неизменно дополняет высокое качество.

Пешком за лифтом

Что стоит за таинственной кабиной, «переносящей» нас с этажа на этаж, как «рождаются» лифты и как выглядит изнутри самая высокая башня в Могилеве?

В предвкушении неизведанного, мы отправляемся в самое сердце завода — производство, которое практически все сконцентрировано в одном огромном здании. Ощущение — будто попали в другой мир: огромные цеха с четким производственным ритмом, повсюду кипит слаженная работа, работают роботы, движутся конвейеры, а глаза … разбегаются.

В создании лифта важна роль каждого рабочего, как винтика, дающего ход целостному механизму. В производстве задействованы более 13-ти основных цехов. Все начинается с закромов — склада, куда поступает металл из других предприятий.

Тонкий металл в рулонах (вес каждой катушки — около 7,5 тонны) необходим для производства купе-кабины и дверей шахты. Из толстых листов изготавливают каркас и другие элементы лифта. Со склада металл поступает в цех, где и происходит его дальнейшая обработка (резка заготовок, гибка, сварка и т.д.).

Особый интерес вызывает цех порошковых покрытий, где детали и узлы лифтов приобретают нужный тон и цвет. Большинство элементов лифта покрывается порошковой краской на автоматических линиях. Длина трех таких линий окраски — более 1000 метров.

В это же время в другом цеху идет сборка механизма привода лифта. Собранные редукторы и лебедки проходят обязательную проверку. В специальном помещении замеряется уровень шума работающей лебедки. На других участках собирают элементы безопасности — ограничители скорости и ловители. Эти механизмы работают совместно. При превышении номинальной скорости ограничитель срабатывает, приводя в действие ловители, и их тормозные колодки плотно прижимаются к направляющим, вдоль которых движется кабина. Делается все это для безопасности людей. Лифт замрет на месте даже в случае обрыва всех тросов кабины или противовеса.

Цех сборки кабин

Заключительный штрих в производстве лифтов — цех сборки кабин. Еще в 1978 году этот цех создали для изготовления оригинальных, нестандартных изделий, опытных образцов и продукции специального назначения.

Работники этого подразделения собирают кабины пассажирских лифтов г/п от 225 кг до 1275 кг, грузовых лифтов г/п от 100 кг до 6300 кг, лифтов для больничных учреждений, для домов коттеджного типа, а также ремонтные комплекты, запасные части для морально и физически устаревших лифтов. Наряду с кабинами стандартного дизайна в цехе выпускаются кабины лифтов класса «Люкс» и «Престиж», а также нового дизайн-проекта CLASSIC LINE, MODERN LINE, ELITE LINE.

Здесь трудятся около 300 профессионалов во главе со знающим свое дело начальником цеха Алексеем Абрамовым.


Алексей Абрамов, Александр Мельников, Сергей Христинин, Жан Колбенков, Дмитрий Симонов, Анатолий Книга

Свою жизнь с предприятием Алексей Абрамов связал 15 лет назад, тогда он пришел на завод слесарем. Затем трудился мастером, заместителем начальника цеха и вот уже 2 года возглавляет цех сборки кабин. С гордостью он провел нас по участкам цеха.

— Правильная организация работы — 99 % успеха, и, конечно, очень важно любить то, что ты делаешь. От своей работы я получаю настоящее удовольствие, у нас хорошая и сильная команда единомышленников и профессионалов. Практически ежедневно коллектив работает над реализацией инновационных проектов, — рассказывает начальник цеха. — Среди последних новинок — лифты без машинного помещения.

Кстати, третий раз подряд цех сборки кабин побеждает в соц. соревновании среди цехов предприятия. Достижениям способствует масштабная работа по обновлению производства, финальной точкой которого стала установка современного оборудования с программным управлением. Высокоточное прогрессивное оборудование заменило 60% устаревших станков.

Но все же, как отмечает Алексей Абрамов, даже самое современное оборудование бессильно без умелых рук и гибкого ума. Сплоченная команда цеха объединяет жизненный опыт и молодежный энтузиазм. И это для каждого работника завода, как уверен начальник цеха, не просто профессиональный интерес, а вся жизнь.

Мы — профессионалы

Старожил на предприятии уважаемый среди коллег человек — слесарь механосборочных работ Анатолий Книга на протяжении 31 года идет по жизни с «Могилевлифтмашем», на его глазах завод развивался и изменялся. Его руки собирали каждую из моделей лифтов.

— Сам я родом из Бобруйска, — рассказывает Анатолий. — Переехал в Могилев, женился и пришел слесарем на завод, тогда еще в экспериментальный цех.

Сейчас Анатолий Книга трудится на участке сборки специальных кабин. Здесь собираются единичные и уникальные модели лифтов.

— Заказывают лифты со встроенным видеонаблюдением или, например, с напольным покрытием из декоративного камня, с отделкой из нержавеющей стали. Ведь потребитель, по-прежнему, с первого взгляда оценивает продукцию «по одежке»: популярны матовое стекло, широкие зеркала, хромированные поручни, трехсекционный модульный потолок. Самый памятный лифт, который приходилось собирать, — тот, что сейчас функционирует в Большом театре в Москве.

Для оперативного выполнения поставленных задач в июле 2015 года в состав цеха включили участок сборки панелей управления. Его специалисты изготавливают панели управления для кабин лифтов, электромонтажные устройства, детали и узлы распределительных систем управления лифтами и многое другое.

Знакомимся с Еленой Бареховой, слесарем-электромонтажником. Трудно поверить, что хрупкая и обаятельная женщина вот уже 20 лет трудится на предприятии.

— Работа, безусловно, ответственная, — делится Елена, — раньше собирала станции управления лифтами, а последние три года собираю панели управления лифтами. За смену — около 3-х таких панелей.

За пять десятилетий работы в подразделении сформировалась и трудовая преемственность. Елена Барехова пошла по стопам своей мамы Татьяны Поляковой, которая более 20 лет трудилась здесь же, на сборке станций управления лифтами, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Работает на участке и муж Елены, Дмитрий, а брат Александр Поляков трудится мастером в механическом цехе.

Сегодня продолжают начинания родителей-основателей династий новые поколения Лапцевичей, Мельниковых, Исаевых, Рупяновых, Абрамовых, Ершовых, Ильюшиных.

Когда все элементы собраны и упакованы, они отправляются в транспортный цех. На территории завода ожидают погрузки с десяток фур. Большинство из них повезут могилевские лифты в Россию, Украину и Казахстан.

Чудо-башня

Уверены, что никого из горожан не оставляет равнодушным высотная башня «Могилевлифтмаша» — испытательный центр завода, построенный в 1972 году. Именно здесь проходит главный экзамен на безопасность и прочность вся продукция предприятия. В производственной высотке находятся четыре ячейки для монтажа лифтов, разделенных на несколько отдельных шахт, в которых одновременно может быть смонтировано до 16 лифтов различной конструкции. В 84-метровой башне восемь сквозных шахт. Одна предназначена для тестирования скоростных лифтов.

В испытательном центре работают пять инженеров (ИТР), два монтажника электрических подъемников, четыре электромеханика по лифтам, слесарь КИПиА, регулировщик электроаппаратуры и приборов.

Забраться на крышу башни можно с помощью лифта, который поднимается до 21 этажа, последние три пролета нужно подниматься по лестнице. Сверху открывается невероятный вид на город, в деталях можно рассмотреть и огромную территорию лифтового гиганта. Здесь и понимаешь масштаб олимпийской высоты, на которую могилевские лифты, поднявшись однажды, продолжают восхождение. И все потому, что созданы они с любовью и мастерством могилевских лифтостроителей.

Анастасия КОМКОВА