«Могилевлифтмаш» держит марку

Гаранинова, Д. «Могилевлифтмаш» держит марку / Диана Гаранинова // СБ. Беларусь сегодня. — 2019. — 10 января. — С. 7.

Лифтостроительный завод благодаря специфике уникального и четко организованного производства в ряду предприятий Могилева многие годы стоит особняком. Заняв еще в Советском Союзе достойное место в лифтостроительной промышленности, завод не только удержал свои позиции даже в самые сложные времена, но и продолжает динамично развиваться. Сегодня ОАО «Могилевлифтмаш» остается оазисом экономической стабильности и держит марку.

В 2018 году «Могилевлифтмаш» перекрыл собственный рекорд, выпустив больше 14,5 тысячи лифтов. Но если в 90-е с конвейера выходила только одна модель лифта для стандартных советских многоэтажек с единственным вариантом отделки, словно из «Иронии судьбы», то сейчас это более 180 моделей лифтов грузоподъемностью от 100 килограммов до 6,3 тонны. Предоставляя заказчику широкий выбор, могилевские лифтостроители значительно усложняют себе задачу. Но трудностей коллектив не боится. И это бесстрашие перед глобальными целями как раз и является секретом их успеха.

более 180 моделей лифтов грузоподъемностью от 100 килограммов до 6,3 тонны. Предоставляя заказчику широкий выбор, могилевские лифтостроители значительно усложняют себе задачу. Но трудностей коллектив не боится. И это бесстрашие перед глобальными целями как раз и является секретом их успеха.

О настоящем и будущем «Могилевлифтмаша» читателям «СБ» рассказывает генеральный директор предприятия Борис Ковалевский. Нельзя оставить без внимания факт, что Борис Викторович в ушедшем году стал лауреатом Республиканского конкурса «Человек своего дела» в номинации «За повышение престижа марки «Сделано в Беларуси» в сфере промышленности». А на VHI Всероссийском Съезде работников лифтового комплекса ему вручили Почетную грамоту Национального Лифтового Союза.

— Какими событиями и достижениями ознаменовался для ОАО «Могилевлифтмаш» 2018 год?

— Год был насыщен событиями. Из самых ярких — конечно, прошедший в Могилеве V Форум регионов Беларуси и России, в котором мы были не просто наблюдателями, а непосредственными участниками. В ОАО «Могилевлифтмаш» работала одна из секций. Кроме этого, мы приняли активное участие в подготовке города к проведению этого мероприятия. Например, во Дворце культуры области в процессе реконструкции при создании безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями установили две подъемные платформы в остекленной шахте.

В прошедшем году Могилевские лифтостроители подтвердили звание лауреата Премии Правительства Республики Беларусь в области качества, коллектив удостоен специальной награды конкурса в номинации «Совершенство менеджмента», стал лауреатом конкурса «Лучший экспортер года». Эго далеко не весь перечень наград, которые заслуженно получили Могилевские лифтостроители.

— В стране до 2020 года запланирована масштабная модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации. Это замена ни много ни мало 10 тысяч лифтов в многоэтажках. Как «Могилевлифтмаш» справляется с этой нагрузкой?

— В жилищном хозяйстве Беларуси эксплуатируется около 44 тысяч лифтов. В последние годы из-за недостатка финансирования снижались годовые объемы замены лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации. Поэтому была поставлена задача форсировать обновление «лифтового парка». В 2018 году мы уже поставили по этой программе более 3 тысяч лифтов. Остальные в плановом режиме будут изготовлены за два года. Для предприятия это своего рода социальный проект — в производстве этой партии «бюджетных» лифтов заложена рентабельность всего 5 процентов, до пяти лет увеличена гарантия и до 30 лет вырос срок службы. Удешевление идет отнюдь не за счет снижения качества и надежности подъемного оборудования. Мы нашли возможность каждый лифт оснастить видеокамерой, усовершенствовать конструкцию дверей кабины за счет использования фотошторы, разработать современный дизайн.

— Кроме подобного госзаказа, у предприятия есть иные рынки сбыта?

— Мы экспортируем почти 80 процентов произведенной продукции. За рубежом по законам рыночной экономики мы чувствуем дыхание конкурентов в спину и должны бороться за каждый заказ.

Конечно, основным остается рынок Российской Федерации, куда в прошлом году поставили 8247 лифтов. Могилевские лифты покупают в Казахстане, Украине и других странах СНГ, а также в Грузии, Румынии, Сербии. Созданы представительства «Могилевлифтмаша» в Польше и Нигерии, уже готовятся проекты по поставке лифтов в эти страны. В Сирии монтируется специально разработанный лифт для установки на элеваторах, и там уже ждут поставок дополнительных объемов.

— Самый современный лифт от «Могилевлифтмаша» — какой он?

— Последний наш проект — лифт пассажирский без машинного помещения с уменьшенными размерами шахты, приямка и верхнего этажа. Разрабатывать его нашим конструкторам помогал Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук. Мы учитывали самые актуальные требования потребительского рынка, новые требования по безопасности и энергоемкости. Кроме современного дизайна, он оснащен системой управления нового поколения, новыми конструктивными решениями электропривода и других узлов.

Также надо отметить, что главный элемент лифта — система управления. Разработки в этом направлении и формируют стратегию развития предприятия. Мы делаем ставку на умы собственных разработчиков. В научно-техническом центре трудятся более 100 человек. Этот центр оснащен 3D-принтера ми, мощными компьютерами и системами, которые помогают конструкторским разработкам. Новая система управления уже установлена в 8 лифтах. Готовится переход на оснащение этими системами всего модельного ряда.

Важным требованием современного рынка является снижение энергопотребления. Не вдаваясь в технические подробности, скажу, что только переход на частотно-регулируемый главный привод дает экономию более 35% электроэнергии в ходе эксплуатации лифта.

— Что еще сегодня выпускает «Могилевлифтмаш»? Насколько востребована каждая из позиций в ассортименте?

— Основная продукция «Могилевлифтмаша» — это более 180 моделей пассажирских, грузовых и больничных лифтов. Мы выпускаем легкие и эргономичные подъемники для людей с ограниченными возможностями, строительные грузопассажирские подъемники и платформы.

В нашем производстве появились и новые виды подъемных механизмов — эскалаторы и траволаторы. За два года поставили российским потребителям 22 поэтажных эскалатора. Сейчас 9 траволаторов «Могилевлифтмаша» монтируются на третьей линии Минского метрополитена.

— Вы стали первопроходцами в производстве автомобильных лифтов и парковок?

— Автомобильные лифты и многоэтажные парковки на фоне очевидно нарастающей автомобильной проблемы в городах — одно из самых перспективных производственных направлений, которое мы осваиваем первыми на просторах СНГ. Наши грузовые лифты грузоподъемностью 3,2 тонны уже смонтированы в автомобильных центрах в Каунасе и Екатеринбурге. Парковка роторного типа на 10 автомобилей установлена на территории БНГУ в Минске. На территории предприятия ведется монтаж парковки роторного типа на 12 автомобилей и парковки башенного типа на 26 автомобилей. Эти стоянки будут не только опытным образцом нашей продукции, но и решат автомобильную проблему наших работников. Думаю, что освоение этого рынка станет еще одним этапом в развитии предприятия.

— Любой результат зависит от работы коллектива. Как вы оцениваете человеческий фактор на ОАО «Могилевлифтмаш»?

— Работать на «Могилевлифтмаше» престижно. Это устоявшееся общественное мнение обосновано — у нас и высокая зарплата, и высокие профессиональные требования. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений стремятся получить распределение на предприятие. А в коллективе практически нет текучести кадров, сформировалось большое количество рабочих династий.

Я, пользуясь возможностью, поздравляю коллектив со всеми зимними новогодними праздниками, с Рождеством и Крещением! Мы отлично сработали в минувшем году, у нас перспективные и амбициозные планы на год предстоящий. Всех благодарю за преданность коллективу, за труд и отличную командную работу. Наступивший год не обещает быть легким, но такому коллективу по плечу самые серьезные задачи.

Диана ГАРАНИНОВА
garaninova@sb.by