В ногу со временем

Качук, Д. В ногу со временем : [беседа с директором филиала головной компании холдинга ОАО «Могилевлифтмаш» Дмитрием Качуком] / Дмитрий Качук ; беседовала Светлана Столович // СБ.Беларусь сегодня. — 2019. — 3 апреля. — С. 10. 

Одному из старейших предприятий города — Могилевскому заводу «Электродвигатель» — более 70 лет. Недавно завод стал филиалом головной компании холдинга ОАО « Могил евлифтмаш». Как это отразилось на работе Могилевского « Электродвигателя » ? Какие новые перспективы открыло? Обо всем этом мы побеседовали с директором Дмитрием КАЧУКОМ.

— Дмитрий Владимирович, какие плюсы вы видите для завода «Электродвигатель» от слияния с ОАО «Могилевлифтмаш»?

— Поскольку ОАО «Могилевлифт-маш» — серьезное, мощное предприятие, с внушительными объемами и соответствующей службой по материально-техническому снабжению и внешней комплектации, мы получили более выгодные условия от поставщиков. Выше объемы — ниже стоимость закупок и себестоимость продукции, как следствие, конкурентоспособнее цена. Кроме того, у «Могилевлифтмаша» очень развитая дилерская сеть, только в России — более 80 дилеров. Некоторые из этих дилеров будут заинтересованы в продукции «Электродвигателя», значит, расширится наше присутствие на российском рынке. Поэтапная оптимизация административно-управленческого персонала тоже дает свои результаты — снижаются затраты, максимально эффективно используются людские ресурсы.

— Претерпел ли изменения ассортимент выпускаемой продукции?

— Концептуально в этом плане ничего не изменилось. Основной нашей продукцией были и остаются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором мощностью от 0,12 до 30 кВт и высотой вращения оси от 56 до 180 миллиметров, широко используемые во всех отраслях народного хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ и других.

Всю линейку нашей продукции можно разделить на две категории: это общепромышленные двигатели и так называемые специаль ные электродвигатели — для нужд атомной промышленности, для работы в заболоченных, горных районах, во взрывоопасных зонах, тяговые асинхронные двигатели для электротранспорта и так далее. Номенклатура двигателей огромна — сегодня мы готовы предложить достойные варианты, соответствующие любым требованиям заказчиков.

— Насколько ощутима для вас конкуренция со стороны китайских производителей?

— Еще несколько лет назад импорт китайских электродвигателей на таможенную территорию Евразийского экономического союза в полтора раза превысил суммарную мощность всех расположенных в данном регионе заводов-изготовителей. Причем из года в год конкуренция со стороны китайских производителей только усиливается, это чувствует на себе любое предприятие.

— Как удается находить своего потребителя в условиях такой жесткой конкуренции?

— Мы активно участвуем в тендерах как на внутреннем, так и на внешнем рынках. И зачастую выигрываем по соотношению «цена — качество». Нас знают, нам доверяют. Низкая цена — это еще не гарантия успешного приобретения. Покупатель должен быть уверен в гарантийном и послегарантийном ремонте и обслуживании, если в них возникнет необходимость. В противном случае потери могут многократно превысить экономию за счет цены.

Например, предприятие производит вентиляторы или системы кондиционирования, комплектует их электродвигателями и продает конечному потребителю. Если в процессе эксплуатации проданного товара двигатель выйдет из строя, а его фирмы-поставщика на рынке уже и след простыл, упомянутое предприятие не только испортит отношения с клиентом, но и понесет убытки за счет покупки нового электродвигателя, его монтажа и т.п.

— Где, помимо Беларуси, осуществляется сбыт продукции, выпускаемой Могилевским заводом «Электродвигатель»? Как ведется поиск новых клиентов?

— Основным направлением для нас по-прежнему остается Россия, но мы работаем и над диверсификацией рынков сбыта. В прошлом году поставили продукцию потребителям из 12 государств, в том числе Чехии, Монголии, стран Балтии. В 2019-м добавили к вышеперечисленному списку еще две страны — Францию и Вьетнам. Хорошие перспективы и по Украине с Казахстаном. Новых клиентов находим, прежде всего участвуя в различных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Причем если раньше мы были представлены лишь на выставках сугубо нашей направленности, то сейчас расширим потенциальную целевую аудиторию за счет участия также в мероприятиях лифтовой и общепромышленной направленности — совместно с ОАО «Могилевлифтмаш». Также работаем над повышением квалификации и максимальной клиентоориентированностью своих маркетологов, ведь многое зависит от их умения вести переговоры с потенциальными клиентами.

— Какие виды продукции на сегодняшний день представляются вам наиболее перспективными? Какие планы на текущий год?

— Наш конек — специальные двигатели, предназначенные для эксплуатации в условиях, отличающихся от типовых. Китайцы наиболее сильны в общепромышленных двигателях — они производятся в очень больших объемах. Итог — цены, с которыми чрезвычайно сложно конкурировать. Однако далеко не каждый китайский, да и любой другой иностранный производитель решается на изготовление специальных двигателей, например, взрывозащищенных или со встроенным электромагнитным тормозом. Они по умолчанию гораздо более трудоемкие в производстве, технически более сложные и к тому же не являются массовым продуктом. У. нас же — и большой опыт, и широкая номенклатура таких изделий.

Тем не менее это не повод отказываться от сегмента общепромышленных двигателей, поскольку для большинства наших покупателей, не являющихся конечным производителем, важен широкий ассортимент. В условиях рынка мы должны уметь производить все.

В целом для нас этот год начался удачно: за 3 месяца темп роста объема производства в действующих ценах составил 128,2%, показатель по индексу физического объема (ИФО) — 124,3%. По сравнению с началом 2018 года выросла выручка на одного работающего, сократились складские запасы. Будем стараться сохранять и усиливать эту тенденцию в дальнейшем.

Планируем также осваивать новые виды продукции, а также развивать и расширять линейку освоенных: в частности, двигатели для электрических видов транспорта — электробусов, троллейбусов, трамваев. В конце прошлого — начале нынешнего года мы уже поставили предприятию ОАО «Управляющая компания холдинга «БЕЛКОММУНМАШ» 49 двигателей для троллейбусов. Тема электротранспорта приобретает сегодня все большую популярность, и мы хотим идти в ногу со временем.

Беседовала Светлана СТОЛОВИЧ.