Бухоловцева, О. История оживает в виртуальном музее : [средняя школа № 34] / Ольга Бухоловцева // Веснік Магілёва. — 2019. — 3 мая. — С. 10.
Средняя школа N234 города Могилева с виду обычное учебное заведение. Но есть в ней то, что делает ее непохожей на другие. Здесь школьники разработали уникальные компьютерные программы и с их помощью создали первый в истории Могилева и области виртуальный музей боевой славы, посвященный бойцам 290-й Могилевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова II степени стрелковой дивизии. Опыт работы музея представлен на международных, республиканских, областных конференциях и семинарах.
Увековечить память «в цифре»
В 2015 г. учащимися школы был создан первый в истории Могилева и Могилевской области виртуальный музей боевой славы, который был признан лучшим в республике. И сегодня любой желающий может совершить 3D-тур по школе и музею. Главной особенностью проекта является то, что над его созданием работали дети. Они разработали всевозможные компьютерные программы и с их помощью реализовали главную идею проекта — сделать историю доступной для каждого. Эту работу школьников высоко оценили на Международной конференции «Первые шаги в науку» в Брянске. Проект получил серебряную медаль и на Республиканском конкурсе исследовательских работ — ребята привезли диплом 3-й степени.
— Все началось с того, что во время сбора данных для школьного музея у ребят возникла идея более надежно увековечить все материалы с помощью цифровой и компьютерной техники. Большинство материалов представлено в виде фотографий, писем и листовок, но, как известно, со временем фотографии желтеют, бумага рвется, а виртуальный музей школы способен долго и надежно хранить историю, позволяя использовать ценную информацию на уроках истории, на классных часах и во внеклассной работе, — рассказывает заместитель директора по учебной работе школы Галина Беляева.
Сегодня в школьном музее находится более трех тысяч экспонатов. Учащиеся активно участвуют в оцифровке и сканировании материалов. Все отредактированные материалы представлены на школьном сайте (34mogilev.schools.by) в рубрике «Музей боевой славы». В результате любой интернет-пользователь может получить информацию обо всех материалах основного и вспомогательного фондов, ознакомиться с любыми из представленных экспонатов, оказать содействие в сборе материалов. Использование QR-кодов позволяет мгновенно идентифицировать тот или иной экспонат, просто наведя на него смартфон. Виртуальный музей также помогает проводить дистанционные экскурсии для ветеранов, не утомляя их длительными походами по музейным залам.
Электронная летопись подвигов
В учебный процесс активно внедрены авторские электронные программы «История Могилева», «Оборона Могилева: 23 героических дня», «По страницам истории Могилева», «Гербы Могилевщины».
Программа «По страницам истории Могилева» (авторы: Г.Н. Беляева, И.П. Голофаст) разработана на основе 96-ти дат из истории города. Пользователь передвигается по игровому полю от картуша к картушу, отвечая на вопросы теста. Программа позволяет сделать следующий ход только при правильном ответе. Таким образом, в хронологической игре ученик осваивает основные даты из истории родного города.
С целью повышения знаний учащихся по военной истории разработана компьютерная интерактивная программа «Оборона Могилева: 23 героических дня». Визуальные возможности позволяют пользователю наглядно на карте по дням увидеть продвижение немецко-фашистских войск по территории Беларуси в июне-июле 1941 г. В работе использованы архивные источники, воспоминания маршала А.И. Еременко и генерал-полковника Г.В. Гудериана. Интерфейс программы предоставляет возможность учащимся начинать изучение истории обороны Могилева с интересующей их даты. По мере «наступления» немецко-фашистских войск, окружения Могилева, программа делает «приближение» карты, указывая места наиболее тяжелых боев на территории Могилевской области и Могилевского района. Ученик по желанию имеет возможность познакомиться с документами, биографиями участников тех событий, фотографиями военного Могилева, видеосъемками. Ценность работы состоит в том, что она позволяет рассматривать историю Могилева в контексте истории Великой Отечественной войны, понять значимость обороны Днепровского рубежа.
В результате четырехлетнего сотрудничества Галины Беляевой с Могилевским городским центром информационных технологий был создан диск «История Могилева», который позволяет проследить историю города со дня основания до сегодняшнего дня. Диск содержит 17 основных разделов. Эта интерактивная программа полностью посвящена истории города. После каждого раздела ребята могут пройти тест и получить отметку. Отличительной чертой является то, что учебная программа содержит видеофрагменты: интервью К.М. Симонова, маршала А.И. Еременко, высказывающих свою точку зрения на события обороны Могилева, немецкую кинохронику, переведенную на русский язык, содержащую материалы о первых днях оккупационного режима. Новизна и ценность заключаются в том, что на одном электронном носителе собраны многочисленные, богатейшие, разнообразные материалы по истории города, что не может быть обеспечено ни одним книжным изданием. Многие данные, найденные в архивах и музеях города, нигде ранее не публиковались.
На базе школьного музея функционирует Объединение по интересам «Летопись». Ребята занимаются поисково-исследовательской работой, переводом материалов на сайт школы, организовывают экскурсии в музей, а также по городу Могилеву, проводят встречи с ветеранами, ведут переписку, шефствуют над участниками Великой Отечественной войны микрозоны № 9 Октябрьского района г.Могилева.
Живая связь поколений
Благодаря интернет-переписке с семьями участников Великой Отечественной войны архивы школьного музея стали пополняться биографиями, фотографиями бойцов 290-й стрелковой дивизии. Особый интерес вызывают анкеты учета участников Великой Отечественной войны в совете ветеранов, заполненные более 30 лет назад. Этих людей уже нет.
Но так трогательно читать слова, переданные молодому поколению, начальника связи ‘290-й стрелковой дивизии Ивана Терентюка:
— Горячо и беззаветно любите свою Родину, свой родной народ. Кем бы вы ни были, в жизни вы должны быть человеком широких интересов. Любите и постоянно изучайте нашу историю и литературу, интересуйтесь искусством, занимайтесь физкультурой и спортом. Все это обогатит вас духовно и, в свою очередь, поможет вам безошибочно определить свое отношение к жизни. А это очень важно в наше время. Наконец, воспитывайте себя человеком, в котором бы гармонично сочетались такие качества, как духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Такими уже сейчас хочется видеть наших потомков.
Ольга БУХОЛОВЦЕВА