Куда бежишь добрый троллейбус?

Монастыренко, С. Куда бежишь, добрый троллейбус? : [беседа с директором Могилевского филиала Троллейбусного парка № 1 ОАО «Могилевоблавтортанс» С. В. Монастыренко] / Сергей Владимирович Монастыренко ; беседовала Анастасия Комкова // Веснік Магілёва. — 2019. — 23 октября. — С. 7. 

Полвека назад на улицы Могилева вышел первый троллейбус, и с тех пор представить город без этого электротранспорта практически невозможно. 19 января 1970 года по маршруту «ЖД вокзал — пос. Куйбышева» начали кур­сировать шесть, а с 28 января — восемнадцать троллейбусов. Тогда общая протяженность линии составляла всего 10 км. Паутина трол­лейбусных сетей росла и развивалась вместе с нашим городом.

Профессиональный праздник — День автомобилиста и дорожни­ка — хороший повод рассказать о сегодняшнем дне Могилевского филиала Троллейбусного парка № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс». Директор филиала Сергей Вла­димирович Монастыренко рассказал, как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт в современных условиях.

История развития Могилевского троллейбуса насыщенная и слож­ная. В 1995 году Сергей Монасты­ренко возглавил предприятие с тяжелым наследством — 80% под­вижного состава было изношено практически на 100%. Понадоби­лись годы, чтобы электротранспорт смог подтвердить престиж нашего города. И это удалось, благодаря мудрому подходу руководителя-профессионала, кото­рый успешно и достойно развива­ет предприятие.

Главное — комфорт пассажиров

Сегодня могилевский трол­лейбусный парк — это 114 трол­лейбусов семи модификаций и 2 электробуса, 12 тяговых подстан­ций, 4 диспетчерских пункта, 100 км контактных и 123 км кабельных сетей, ремонтно-механическое производство, энергослужба, га­раж, насчитывающий 15 единиц техники, строительный участок.

Маршрутная сеть состоит из 6 маршрутов. По плану в рабочие дни на линию выпускают 84 трол­лейбуса, в выходные дни — 52. Самый длинный маршрут следования могилевских троллейбусов

  • «5-ка» — 32,5 км, самый короткий
  • двадцатикилометровая «3-ка».

Однако, как отмечает Сергей Владимирович, в связи с проведе­нием ремонтных работ на одной из главных дорожных артерий го­рода — мосту по ул. Первомайской, количество машин, выпускаемых в рейс, значительно сократилось.

Мы были вынуждены отказать­ся от части маршрутов, и сегодня для перевозки могилевчан задей­ствовано 60 троллейбусов. Также вахтовым методом работают трол­лейбусы на участке Трансмаш-ж/д вокзал, а на участке Переезд-ж/д вокзал задействованы электробу­сы. Это решение принято как для удобства наших пассажиров, таки для пользы установленного обо­рудования, и контактных сетей, которые нежелательно оставлять без электроснабжения. В связи с этим временно сократились объе­мы работ. Но мы стараемся делать все возможное, чтобы сгладить временные неудобства для наших пассажиров.

За смену, а это 8-9 часов, один троллейбус совершает около 5 рейсов. А за год могилевские троллейбусы перевозят более 35 млн пассажиров. Также в ведении предприятия свой шиномонтаж, участок электроники, столовая на 100 мест, где обедают не только работники филиала, но и могилевчане.

Сейчас работать в какой-то степени легче, — отмечает дирек­тор филиала, — есть запас под­вижного состава и возможность прямо на линии заменить машину в случае поломки. Также внедрена автоматическая система управ­ления движением «Азимут», т.е. любое нарушение графика отсле­живается. Во всех троллейбусах установлены видеорегистраторы, которые следят не только за про­исходящим на дороге, но и в сало­не. В целом графики движения мы соблюдаем, улучшаем и совер­шенствуем услуги, и пассажиры сегодня могут быть в нас уверены.

Дорогу электробусам!

Троллейбусы по праву считают­ся самым экологически чистым общественным транспортом, од­нако — затратным. Как отметил руководитель, окупаемость «рогатого» транспорта — около 60%. И одна из главных задач работников филиала — экономия средств.

В прошлом году парк пополнили два троллейбуса модели АКСМ- 321.

Троллейбусное хозяйство — до­статочно большое, и многие объ­екты требуют вложений. Сейчас занимаемся закупкой материалов, подготовкой к строительству и монтажу контактной сети на участ­ке строящегося моста. Активно го­товим сети к зимнему периоду. Что касается затрат, непосредственно связанных с перевозкой, то один троллейбус «съедает» около трех киловатт энергии за километр пути. И сегодня, чтобы хозяйство смогло сработать без убытков, стоимость билета на одну поездку должна быть минимум 80 копеек.

Директор филиала отметил, что в плане экономичности трол­лейбусы значительно уступают электробусам. Использование электробусов выгоднее на 40%.

— В свое время мы разрабо­тали программу полной замены троллейбусов на электробусы. При разработке учитывали износ троллейбусов — по нашим под­счетам, примерно к 2026 году они потребуют полной замены. Таким образом, программа существу­ет, но все зависит от финансовых возможностей.

Конечно, троллейбусы для нас как родные, но сегодня им прихо­дится нелегко. А электробусы — хо­рошая перспектива в условиях по­стоянно растущей интенсивности движения.

В то же время мы бережно сохра­няем один из первых могилевских троллейбусов, который стал рари­тетным экспонатом. Он стоит на территории парка, и мы оборудовали здесь место для ми­ни-экскурсий, ностальгии и отдыха.

Все успехи — заслуга коллектива

Как заверяет директор троллей­бусного парка, успех зависит не только от руководителя — всю ос­новную работу выполняет коллек­тив. А коллектив горэлектротранспорта — профессионалы, которые тихо, незаметно, но достойно де­лают свое дело.

Сегодня на предприятии тру­дятся 650 человек, в том числе молодежь в возрасте до 31 года — 90 человек, женщин — 340, из кото­рых 75 — водители троллейбусов, мужчин — 310.

За 50-летнюю историю на пред­приятии сложились целые дина­стии. Так заместитель директора по идеологической и организаци­онно-кадровой работе Светлана Синявская трудится здесь уже 23 года. В троллейбусном парке мно­го лет работали водителями трол­лейбуса ее родители, Антонина и Владимир Зеранцовы.

— Мама пришла на предприятие чуть раньше, переехала в Могилев из Луганска. С отцом они познако­мились, когда он у нее стажиро­вался, и в 1971-м они поженились. Здесь проходило мое детство, и троллейбусный парк стал для меня родным. В 1996-м я пришла на работу кассиром, затем рабо­тала бухгалтером, начальником отдела кадров. Это мое первое место работы, — рассказала Свет­лана Владимировна.

Гордится предприятие и своими работниками, среди них водитель троллейбуса Галина Матюшенок. Обаятельная, хрупкая жен­щина уже 20 лет крутит баранку «рогатого» электротранспорта. Она уверена, что нашла свое ме­сто в трудовой жизни, и делает это профессионально и с удо­вольствием.

— Меня всегда привлекала про­фессия водителя троллейбуса, хотелось попробовать. Я попро­бовала и влюбилась в эту боль­шую машину.

Первая смена у Галины Влади­мировны начинается около пяти часов утра. До этого времени ей нужно успеть добраться до депо (для этого есть специальная «развозка» — дежурный троллейбус, который собирает сотрудников первых смен и развозит по домам после окончания последней), про­верить и подготовить троллейбус к рейсу, пройти медосмотр, офор­мить разрешительные документы у диспетчера.

— Люблю встречать рассветы за рулем, наблюдать за пейзажами любимого города, а поздно вече­ром, после напряженного рабоче­го дня, наблюдать, как город постепенно засыпает, улицы пустеют. Легче работать, когда хорошая погода. В нашей работе рассла­бляться нельзя ни на минуту, нуж­но постоянно все контролировать, ведь стрессовых ситуаций на до­рогах много, а ты несешь ответ­ственность за жизнь пассажиров.

Представительница неженской профессии гордится многочис­ленными грамотами и наградами за добросовестный труд, в том числе нагрудным знаком «За ра­боту без аварий».

Особое внимание в троллей­бусном парке уделяют молодежи и пропаганде здорового образа жизни. В филиале функционирует отремонтированный тренажерный зал и зал настольного тенниса, где работники любят проводить время. Его услугами пользуются и все желающие могилевчане.

Впереди у Могилевского трол­лейбусного парка красивый и по­четный юбилей — 50 лет. Каждым работником здесь дорожат и каж­дого ценят. И эта большая сплоченная команда работает сла­женно, чтобы могилевчане могли вовремя, комфортно и безопасно доехать до пункта назначения.

Анастасия КОМКОВА