Четыре колеса возят тело, а два колеса — душу

Комкова, А. Четыре колеса возят тело, а два колеса — душу : [могилевские байкеры] / Анастасия Комкова // Веснік Магілёва. — 2019. — 17 июля. 

Скрип кожаной куртки, рев мотора, дорожная пыль, ско­рость, свист ветра в ушах… О жизни байкеров судят в ос­новном по фильмам. Одни относятся к ним как к злостным нарушителям порядка на дорогах и ночного сна могилевчан, другие считают, что байкеры — отвязные потенциаль­ные самоубийцы. Но немногие знают о том, что истинные байкеры — не просто косуха и модный мотоцикл.

Это — смысл жизни, братство, целая философия, отдельный мир, скрытый от глаз обывателя. Для истинного байкера мотоцикл — не средство достижения каких- либо целей, а средство передви­жения, верный друг. Мы встретились с двухколес­ными «соседями по пробкам» и узнали, что привело за руль байка таких разных людей.

Откуда «ноги растут»?

Байкерская культура формиро­валась десятилетиями. Зароди­лось движение в 1950-х годах в США, оттуда проникло в Европу и СССР. В отличие от обычного человека, байкер воспринимает мотоцикл не как вид транспорта, средство передвижения, а как неотъемлемую часть себя, свое продолжение, и лишь таким открыта дверь в байкерские клубы. Их в Могилеве — всего два. Мы по­бывали в гараже байкеров — пред­ставителей мотокпуба Road Dogs МС, пообщались с основателем первого мотокпуба, основанно­го на Могилевской земле, — Lion Hearts МСС, узнали, кто такие «вольники»…

Знакомимся с представителем- мембером мотокпуба Road Dogs МС Виталием Якубовским, он же «Псих». В байкерских кругах такие правила — либо ты сам находишь себе прозвище, либо про­звище находит тебя.

Когда у меня еще не было мо­тоцикла, я взял у отца мопед и с открытием мотосезона стал ка­таться — за 22 часа проехал на нем почти 1058 км — в Брест и обрат­но. На нем же в конце мотосезона отправился в Санкт-Петербург, и мне сказали: «Ты, наверное, псих». Вот так и появилось мое прозвище.

После травмы врачи говорили, что он будет хромать, но Виталий взял себя в руки и полностью вос­становился. Таких увлеченных и преданных байкерству, как он, я еще не встречала.

Сам мотоклуб Road Dogs МС был основан в 2002 году в Витеб­ске, постепенно к нему присоеди­нились другие города Беларуси и России. В Могилеве также соз­дана одноименная общественная организация, которая занимает­ся развитием мототуризма, про­движением идеи любви к мото­циклам. Кстати, аббревиатура мотоклуба — МС подразумевает серьезные правила и здесь обя­зательна иерархия должностей. Увлечение байком связано с риском для здоровья, а иногда и жизни, поэтому в клубах царит жесткая дисциплина. Новички по­являются обычно с поручителем, который отвечает за поступки своего протеже.

Байкер начинается с мотоцикла

Мотоциклы бывают разные и отличаются друг от друга значи­тельно, но в основном катаются на двух видах — спортбайках и чоп­перах. Спортбайки — подтянутые, в гладком пластиковом корпусе, «дорожные ракеты», их главное отличие — скорость. Чопперы — консервативные мотоциклы, ве­дущие свой род от легендарного Harley Davidson. Чопперы — мото­циклы ручной сборки, выглядят очень стильно: эпатажный высо­кий руль, бензобак в виде капли и обилие хромированных деталей. Именно на таком мотоцикле ездит классический байкер. При этом на дорогах они издают мощный рев. По стоимости мотоциклы бы­вают разными — от тысячи у.е. до бесконечности. Виталий гордится своим чоппером, который уника­лен до последнего винтика.

Кстати, важное отличие ис­тинного байкера от неопытного «любителя понтоваться» в том, что байкеры не устраивают пока­зательных поездок по городу, да еще и в ночное время — только по делам. Настоящие байкеры ездят на дальние расстояния. Короли асфальта уверяют, что чувство свободы и полета недоступно всем прямоходящим и четырех­ колесным. Выезжают байкеры на дальние расстояния колонной, во главе которой всегда едет дорож­ный капитан, — за исключением случаев передвижения колонны по городу на короткие расстояния там впереди президент клуба. Здесь все строго: байк должен быть полностью исправен, а байкер надежным — ведь здесь от одного человека зависят жизни остальных.

— Плохо, когда молодые люди без опыта покупают дешевые мотоциклы, в основном, спорт- байки, которые несколько раз ремонтировали, перекрашивали. Вот такие неопытные и быстрые и попадают в истории — нарушают прксм.на дорогах и, к сожалению, погибают, калечатся, говорит Виталий.

Кстати, о нарушениях: байкеры уверяют, что маленькая скорость — настоящее мучение для мотоцик­ла, который априори создан для того, чтобы показать скорость. Ею «правильные» байкеры и наслаж­даются за пределами города. А в городе — все по правилам.

«Элвис», «Муха», «Студент»…

Среди байкеров Могилева можно встретить представителей всех профессий: врачей, учите­лей, строителей, бизнесменов, очень много дальнобойщиков. Вот, например, Александр («Элвис») в мотоклубе совсем не­давно. Преподаватель по профес­сии, свой первый и долгожданный мотоцикл купил год назад.

— Близкие были против, но я был настроен решительно — собрал деньги и купил свой Сузуки. На­чал путешестовать на нем, позна­комился с новыми интересными людьми, а позже узнал о мотоклу­бе, о том, что ребята по взглядам на жизнь солидарны со мной, и присоединился.

А вот Вадим Мотов, он же «Муха», получил свое прозвище за быструю езду. Ему не страшны ни дождь, ни буря, ни солнцепек он всегда вместе со своим вер­ным конем.

Вадим путешествует по истори­ческим заброшенным местам, на­ходит их координаты в Интернете и отправляется на поиски задан­ного места. Выкладывает фото и рассказывает людям о местных достопримечательностях.

— У нас в Беларуси много кра­сивых мест, которые захватывают дух своей самобытностью, но о них мало кто знает. Вот я и стара­юсь их находить, на байке, есте­ственно. Каждый раз ты едешь в неизвестность и не уверен, най­дешь ли желаемое место. И это классно!

Игорь Кудин, он же «Студент» один из основателей мотодвиже­ния в Могилеве и президент клу­ба Lion Hearts МСС, основанного в 2016 году. Кстати, МСС – более демократичная организация. По словам Игоря, клуб объединяет людей с одинаковым складом ума, здесь свои правила: честность, уважение, порядочность.

На мотоцикле «Студент» уже 31 год — с 14 лет. Был перерыв, но в 2010-м он снова вернулся к мото­циклам, даже покупал их в США. Самая дальняя поездка — 17700 км за пять дней. А самая серьез­ная травма — на совсем ма­ленькой скорости: ночью под колесами оказался песок.

«Львиные сердца» активно помогают детским домам, взяли шефство над одним из них в Могилевской обла­сти. Помогают финансово и приезжают, чтобы устроить праздник для детей-инвалидов. A «Road dogs» опекают Мо­гилевский приют для живот­ных «Доброе сердце». Кроме помощи ближним, байкеры помогают и друг другу, они — как одна семья. Это одна из немногих суб­культур, члены которых по- настоящему «один за всех и все за одного». В клубах принято, что все друг другу братья, а чужая беда — общая.

Если на трассе видят оста­новившегося «брата» со шле­мом у заднего колеса, непре­менно придут на помощь. А еще у клубных есть правило: они обязательно должны при­ютить своих собратьев из других городов, если те проездом оказы­ваются у них. Для этого у клубов есть так называемые клабхаусы — домики с удобствами, собствен­ность всех членов клуба.

К слову, байкера можно легко узнать даже без байка. Одежда у байкеров своеобразная. Эм­блема клуба нашивается на спину кожаной или джинсовой жилетки, Она дает понять другому байкеру, к какому мотокпубу принадле­жит собрат. Цвета обычно состо­ят из трех частей, или рокеров. Верхняя — дугообразная — часть свидетельствует о названии клу­ба. Нижний рокер рассказывает отой стране или городе, в кото­ром организован мотокпуб. Цен­тральная же часть содержит его логотип и статус. Слева на груди обычно размещают нашивку, где указан статус — должность байке­ра в мотоклубе.

Одержимые скоростью и свободой

Не все байкеры вступают в мо­токлубы, есть и так называемые «вольные». Они участвуют в мотофестах, которые организуют клубы, в хороших отношениях с «клубными». Один из представителей «воль­ных», Александр Глушаков, ча­стый гость в гараже байкеров.

В юности, как и многие во вре­мена СССР, катался на мотоцикле, потом закрутилось-завертелось: семья, дети, как-то оставил это увлечение. Потом снова загорел­ся, но жена была против. Все же нашли компромисс, и уже 4 года я не расстаюсь с байком. У всех на­ших ребят любовь к мотоциклам начиналась одинаково, в юности, она истинная и неубиваемая. Это сейчас молодежь покупает мо­тоциклы, чтобы сделать фото для инстаграма и потусить в городе с девчонками, но они не имеют ни­чего общего с байкерами.

Теперь вы поняли, что байке­ры — вовсе не пьяные и злобные мужчины, агрессивно настро­енные по отношению к водите­лям четырехколесных транс­портных средств и, тем более, пешеходам. Достоинств у этой субкультуры предостаточно: пу­тешествия расширяют кругозор, сборка байка дает технические навыки, развивает фантазию, а строгая дисциплина в клубах воспитывает мужество и силу духа. Вопреки сложившимся сте­реотипам байкеры умны, само­достаточны, свободны от пред­рассудков и комплексов. Это удивительные ребята с удиви­тельными судьбами, о которых можно рассказывать бесконечно.

И пусть на громкий звук их двух­колесного друга бабушки обора­чиваются с раздражением,народ — с недоумением, а мужчины- с завистью. Возможно, теперь, вы будете чуть лучше понимать мировоззрение того сумасшед­шего ездока, который промчался мимо вас на своем байке.

Анастасия Комкова