Картины нефтью

Щудло, М. Картины нефтью : [беседа с могилевским фотографом и художником М. Щудло] / Мирон Щудло ; беседовала Эльвира Старовойтова // Беларусі час. — 2020. — 20 марта. — С. 20. 

Могилевчанин Мирон Щудло уже полвека удивляет публику своими новаторскими подходами и яркими экспериментами в области художественного искусства и фотографии. Его творчество получило мировое признание. Достаточно сказать, что Щудло входит в десятку лучших фотографов мира и является заслуженным художником Американской фотографической ассоциации (PSA).

Работает мастер в ОАО «Могилевхимволокно» и руководит народной арт-студией «3 Plus» профкома предприятия. Свои картины он рисует… нефтью на холстах из полиэфирных волокон.

— Что подтолкнуло вас к столь необычному художественному подходу в создании картин?

— Открою секрет: я всегда старался делать вещи, не похожие на другие. В каждую свою работу я вкладываю душу, и всякий мазок кистью для меня имеет значение. Для этого ищу необычные краски и материалы, которые могут дать цвет и в очередной раз поразить ценителей искусства. Так получилось, что в прошлом году у меня в руках оказалась полуторалитровая бутыль с нефтью. Тогда и подумал: а почему бы не поэкспериментировать с этой «краской» и посмотреть, каким будет эффект?

— И сразу получилось?

— Представьте себе, немного повозился — и дело пошло. Оказалось, что нефть дает очень красивые цвета, начиная от черного с переходом в коричневый и с переливами — в фиолетовый. Тут все зависит от того, как разбавишь, какие компоненты добавишь и на каком материале напишешь.

— Вы выбрали именно полиэфирное полотно. Почему?

— Уж точно не из-за простоты — писать на нем гораздо сложнее, чем, к примеру, на бумаге. Этот «хай-тек» — поддержка отечественного производителя: такое полиэфирное полотно производят только у нас. Ну а если серьезно, то я использовал не только нефть. Пробовал добавить позолоту. На гладкую поверхность она ложится ровно, на ворсистую — своеобразными точками (остаются золотые прожилочки — как раз то, что надо для оригинальности).

— «Черное золото» ведь в обычном магазине не купишь…

— Согласен: нефть — продукт специфический. Но на одну картину уходит примерно 100 граммов, поскольку добавляется много других компонентов. То есть моя бутыль с «черным золотом» еще не опустела. Думаю, как только возникнет необходимость, появится и возможность приобрести такие редкие «краски». За год, кстати, я написал более 10 картин.

— В своих работах вы часто обращаетесь к религиозной тематике, и на картинах почти всегда изображены женщины. С чем это связано?

— Меня вдохновил Международный фестиваль духовной музыки «Магутны Божа», который раз в 2 года проходит в Могилеве. Ну а женская красота в разных ее проявлениях воодушевляла меня всегда. Так получился и ангел-хранитель из нефти с позолотой, и другие работы.

— Ранее вы писали «вкусные» картины — с использованием шоколада, кофе, вина. Планируете ли вернуться к «съедобному» искусству или продолжите удивлять экстраординарными творениями?

— Экспериментируя, я ищу необычные подходы, способы и материалы, которые могут дать цвет и возможность использования их в творчестве. В новом я черпаю вдохновение. Так было и несколько лет назад, когда начал создавать ароматные полотна из кофе, шоколада и вина. Занялся этим ради эксперимента и даже не ожидал, что работы станут настолько популярными и ценными для коллекционеров. Я перепробовал множество техник и стилей: писал акварелью, пастелью, создавал гобелены. Потом переключился на керамику, увлекся фотографией с элементами художественной графики. И всегда находил настоящих ценителей своего творчества и поддержку. Причем не только со стороны семьи, но и руководства «Могилевхимволокна» и профсоюзов.

Сейчас мне по душе полотна, написанные нефтью и золотом, а завтра меня вдохновят совершенно другие вещи. Главное, чтобы мое искусство нравилось людям. Если это приносит им радость, то и я счастлив.

Эльвира СТАРОВОЙТОВА