Сидоренко, Б. Церковь на берегу Днепра : [Свято-Троицкая церковь] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2020. — 27 августа. — С. 14.
Спешащие утром к месту работы, прогуливающиеся по набережной в воскресный день в прилегающей зоне отдыха или просто проезжающие на транспорте из Заднепровья в городской центр по своим делам могилевчане и гости города, поравнявшись с мостом через Днепр, вопросительно разглядывают из окон автобусов и троллейбусов фундамент необычной кладки какого-то культового старинного здания, расположенного по правую руку на насыпи при въезде на мост.
Любопытство заметно возрастает, когда выясняется, что каменное ограждение фундамента тщательно укреплено металлической сеткой, сам он укрыт полиэтиленом и обнесен расчерченной лентой, а это говорит о возможном полнообъемном восстановлении сооружения в обозримой перспективе, тем более, что по реставрационным канонам восстановленный памятник целиком считается принадлежащим своему времени, даже если от него остался только один фундамент. Но здесь же появляется и вопрос — почему здание вплотную примыкало к дороге? Дело в том, что старый, еще деревянный мост находился на 100 метров ниже по течению, а насыпь перед новым мостом появилась после наводнения 1968 года, когда Днепр перелил через Пушкинский проспект. Самое же интересное заключается в том, что это сооружение, именовавшееся Троицкой церковью, положило начало формированию архитектурного ансамбля всей заднепровской части Могилева и стало первым православным храмом на его левобережье.
Историческое ядро города XIII—XIV веков находилось на правобережье, но с XV века, когда днепровский центр стал быстро расширяться и обрастать поселениями, его жители постепенно перебрались и на левый берег Днепра. В те времена любое более или менее обособленное поселение вне городских стен стремилось обзавестись собственной церковью, которая строилась «всем миром», а закладывалась в определенный христианский православный праздник. Так произошло и в нашем случае. Поселяне через 7 недель после праздника Св. Пасхи на день Св.Троицы, посвященный воспоминанию сошествия Св.Духа на апостолов и дню рождения Церкви Христовой, заложили собственный храм.
Уже из первой книги Могилевского магистрата за 1578—1580 годы мы узнаем о хозяевах домов заднепровского поселения: «Амеляна рыболова за рекою Днепром, Андреевой вдовы за рекою Днепром на Косковской улице, Ивановича Ивана, сотника за рекой Днепром, подле церкви Св. Троицы…».
К XVI веку вся территория разросшегося Могилева была поделена на 15 сотен, заднепровская сотня по названию церкви стала называться Троицкой. Сотня быстро увеличилась до размеров посада и Троицкая церковь стала его духовным центром. Поселяне платили церкви традиционную десятину — 10% от всей прибыли, за счет которой осуществлялся ремонт здания, пополнялось внутреннее убранство и содержался церковный клир. К церковному батюшке, как к высшему авторитету на посаде ходили за советом и благословением. Значительные доходы поступали и от Поповского перевоза через Днепр, находящегося как раз напротив храма и могилевского замка.
Жители Могилева на праздник Св. Троицы стремились посетить по традиции именно Троицкую церковь, иногда это имело и вовсе трагические последствия. В «Могилевской хронике» Трофима Романовича Сурты и Трубницких мы можем прочитать: «Года 1633. Месяца июня 10 дня во время крестного хода Святой Троицы Господь Бог, после пришедшей радости, что были возвращены Божьи церкви, отведал печалью. Большое количество людей, которые плыли паромом на другой берег Днепра к Святой Троице на богослужение, потонули. Говорили старейшие люди, что это униаты от зависти ночью подпилили паром. Господь Бог это рассудит».
Церковь и незащищенный Троицкий посад неоднократно сгорали дотла во время войн и казацких восстаний. В годы Ливонской (Инфляндской) войны 27 июня 1581 г. в результате рейда московских войск Д.Хворостинина и Р.Катырева-Ростовского от посада, насчитывающего более 100 дворов, остались одни головешки. Зато знаменитый могилевский пожар 8 сентября 1708 г. в период Северной войны обошел церковь стороной. По сообщениям могилевского летописца игумена Ореста: «Тогда братской церкви вызолоченные купола обгорели, у колоколов колодки погорели, а колокола и иконостас не повредилися. Часы, бывшие на Братской колокольне, сгорели, также икона большая Богородическая, стоявшая от древних времен на браме Олейной, сгорела. Колокола кафедральной Спасской церкви большие, мелодичные, растопились. Церковь ближнее Воскресенская до основания сгорела и колокол растопился. На церкви Николаевской красивые куполы, а внутри оной хоры и двери все, погорели, начали было и лавки гореть, но жители лавки разобрали и иконостас защитили. При колоколах Николаевских колодки погорели; колокол большой упал на окошко и, опершись на било, раскололся. А другие церкви, как-то: дальне Воскресенская, Крестовоздвиженская, Успенская, Ильинская, Вознесенская и Луполовские обе (Троицкая и Петро-Павловская) в целости остались».
Но пожарам сопутствовали не только войны и восстания, но и множество иных бытовых случайностей, поэтому, когда пламя в очередной раз уничтожило храм, было решено восстановить его уже не в деревянном, а в каменном обличье. Игумен Орест в этой связи отметил в своем труде: «1792 года декабря 9 дня Могилевская Троицкая церковь сгорела: в последствии времени на том месте за Днепром, где деревянная стояла, выстроена каменная Троицкая церковь». Рядом с церковью была сооружена звонница, которая хорошо видна на гравюрах XVIII—XIX вв. Фундамент этой церкви и был обнаружен при земляных работах, а затем и при археологическом изучении и благоустройстве территории, примыкающей к обновленному днепровскому мосту во время его капитального ремонта.
Между тем Троицкую церковь ожидали новые испытания, которые пришлись на Отечественную войну 1812 г. Церковь сильно пострадала и была разорена французами, которые почему-то патологически ненавидели православные храмы. Современник событий, тогдашний «крестовый иеромонах» Орест в своих знаменитых «Записках» с горечью повествовал: «Французы, стоявшие по квартирам и казармам на Луполове, сожгли за Петро-Павловскою Луполовскою церковью несколько домов, близ Троицкой Луполовской церкви поделали батареи и в церквь навозили пушек и намостили высокие полы, дабы возможно было из церковных окошек стрелять из пушек; около оной церкви покопали рвы и окопы; для копания из деревень несколько сот было пригнано крестьян; из города от замка на другую сторону Днепра устроили понтонный мост; на Луполовском рынке покопали глубокие каналы; улицу, идущую от Луполовского базара к Чаусовским воротам, перекопали и остроколом загородили… В селе Вейне, в 7 верстах отстоящем от Могилева на юг, французы, отбивши церковные двери, квартировали в церкви, кушанье для себя варили».
После изгнания неприятеля церковь быстро привели в порядок, но очень часто о себе напоминали и природные катаклизмы — наводнения, осенние паводки и даже ледяные заторы, выпихивающие лед на берег. Близость Днепра и сезонный характер днепровской переправы на правый берег к пристани приносили некоторый доход еще и потому, что купцы и оборотистые горожане с посещением церкви, молитвами и небольшим денежным пожертвованием связывали успех своего торгового предприятия. Даже сейчас, когда спадает весенняя вода на берегу реки близ церкви можно найти мелкие старинные монеты, свинцовые пломбы, металлические крестики и медальоны.
Правда, и высшее духовенство не забывало храм божий, в 1832 г. могилевский архиепископ Гавриил Городков положил годовой оклад на Троицкую церковь в размере 400 рублей. В 1860 г., когда в губернском Могилеве появился первый деревянный стационарный мост через Днепр, Троицкий храм оказался в самом начале обширного Московского предместья, объединившего Троицкий и Луполовский посады. С него начинался Черниговский тракт — центральная улица предместья, перерастающая в шоссе на уездный Гомель и далее на соседний губернский Чернигов. Во 2-м томе «Опыта описания Могилевской губернии» мы найдем: «Направляясь к городу от заставного дома по Бобруйскому шоссе, приходится прежде всего проехать через Черниговскую браму (древние каменные ворота, остаток от прежних земляных оград города), а затем через Московское предместье, находящееся на левой низменной стороне Днепра, а именно через ту его часть, которая с давних пор носит название «Луполово». Взор путника в этом предместье может остановиться разве влево, на довольно большом каменном здании — пивоваренном заводе Леккерта, и далее, вправо, на двух каменных церквах: Петро-Павловской и Троицкой; остальные постройки заурядные и напоминают собой домики уездных городов».
В годы Гражданской войны по условиям Брестского мира, заключенного 3 марта 1918 г. между Германией и Советской Россией, когда Днепр стал ненадолго межгосударственной границей, Луполово, а вместе с ним и церковь оказались в советской зоне. Рядом с ней разместился пограничный красноармейский пост с пулеметным расчетом, который контролировал свободный порядок перехода по мосту жителей города из заднепровья в центр и обратно. По особым дням рядом с Троицкой церковью для устрашения «буржуев» в немецкой зоне красноармейский оркестр исполнял «Интернационал», а с крыши храма через рупор звучали фамилии городской элиты, которая приговаривалась к смерти. В межвоенный период Советской власти Троицкая церковь была закрыта, хотя и не уничтожена, как некоторые могилевские культовые здания в центральной части города. Тогда, из-за недостатка полезных площадей, церковные помещения использовались в качестве складов и даже архивов или вовсе пустовали. В годы Великой Отечественной войны близость к днепровскому мосту сыграла для Троицкой церкви роковую роль. Стратегически важный объект постоянно попадал в зону бомбежки и артобстрела немецких и советских войск, пока не был взорван отступающими частями вермахта летом 1944 г. Досталось и церкви, вместе с прилегающей застройкой война сравняла их с землей. Жизнь сюда так и не вернулась.
Будет ли восстановлена Троицкая церковь или нет, покажет время, но уже то хорошо, что живописная набережная вдоль Днепра названа Троицкой в честь погибшей церкви.
Борис Сидоренко,
краевед.