История одного завода

Сёмкин, В. История одного завода : [85-летний юбилей Могилевского автомобильного завода] / Владимир Сёмкин // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 25 верасня. — С. 11. 

Изначально по своей производственной мощности предприятие было рассчитано на 5000 капитальных ремонтов автомобилей в год. И это был крупнейший в СССР авторемонтный завод. За короткий период здесь освоили ремонт всех типов автотранспорта, производимого в Советском Союзе. С 1937 года на заводе вместе с гражданским транспортом начали осуществлять ремонт танков и спецмашин, а с 1940-го предприятие перепрофилировали под производство авиационных моторов для новых самолетов-штурмовиков ИЛ-2. В годы Великой Отечественной войны

весь персонал и оборудование были эвакуированы. Новая страница истории предприятия писалась уже в освобожденном от фашистов Могилеве. Здесь начали освоение производства сельскохозяйственных и промышленных локомобилей, мостовых электрических кранов, одноосных и двуосных тягачей. На их базе было создано семейство унифицированных машин, включающее в себя самоходные скреперы, дорожные кат-
ки, автокраны, автосамосвалы, автопогрузчики, специальную автотехнику как для гражданского, так и для военного применения. Обладая отлаженной технологией и большим опытом работы, коллектив завода создал десятки моделей машин и их модификаций, которые нашли широкое применение в различных отраслях народного хозяйства СССР, ближнего и дальнего зарубежья. За время своей послевоенной истории
завод не только восстановил, но и приумножил свои производственные площади. Рядом с уцелевшими цехами выросли еще два новых производственных блока, административно-бытовой корпус. В планах было дальнейшее развитие, но…

С развалом Советского Союза было прекращено центральное финансирование капитального строительства, стал падать сбыт техники и по существу завод начал работать на склад. В новых рыночных условиях на предприятии были вынуждены значительно расширить линейку выпускаемой продукции. Работали по спецзаказам и совершенствовали многие образцы коммунальной и специальной техники. В 1996 году после визита на предприятие Президента Беларуси Александра Лукашенко была разработана программа по выводу предприятия из кризиса, а в 2006 году Могилевский завод присоединили к БелАЗу.

В настоящее время в структуру филиала входит 36 подразделений с общей численностью работающих почти 2 тысячи человек. Здесь сохранили все основные виды производств по технологическому циклу создания специальной техники. Основными рынками сбыта для завода являются страны СНГ. Помимо традиционной продукции освоено изготовление колесных пар, узлов и деталей для грузового железнодорожного подвижного состава. Особое внимание уделяется дальнейшему развитию сталелитейного производства. Наиболее значимыми проектами данного направления является развитие плавильного участка с модернизацией существующих печей и другие мероприятия.

В эти дни завод отмечает сразу три юбилея. Помимо 85-летия, исполнилось 70 лет с момента создания управления главного технолога, а также 60 лет отделу главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники. На торжественном мероприятии, посвященном к тому же и Дню машиностроителя, работники предприятия были поощрены денежными премиями и ценными подарками.

Владимир СЁМКИН.