С ответственностью за доходы бюджета

Бода, Е. С ответственностью за доходы бюджета : [беседа с начальником инспекции МНС по Могилевской области Е. Бода] / Елена Бода ; беседовал Дмитрий Лепейко // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 10 ліпеня. — С. 5. 

В этом году налоговые органы Беларуси отмечают 30-летие со дня своего образования. Когда начался отсчет деятельности налоговой службы, что она собой представляла тогда и чем живет сейчас — накануне профессионального праздника, который отмечается во второе воскресенье июля, «МВ» побеседовали с начальником инспекции МНС по Могилевской области Еленой БОДА.

— Свою историю налоговая служба области начала с 1 июля 1990 года в соответствии с приказом государственной налоговой инспекции Министерства финансов БССР от 18 апреля 1990 года № 14 и называлась она — Государственная налоговая инспекция Министерства финансов БССР по Могилевской области.

На момент создания в области насчитывалось 30 налоговых инспекций. В настоящее время в структуру налоговых органов области входят 12 инспекций: областная, 8 районных и 3 городские.

Первым руководителем областной инспекции был назначен Чубрик Аркадий Николаевич, который внес неоценимый вклад в становление и поэтапное развитие налоговой службы Могилевщины. Активно продолжали деятельность по развитию и преобразованию налоговой инспекции Геннадий Михайлович Лавренков и Иван Иванович Кожемяко.

■ Кто сейчас трудится в налоговой службе?

— Есть такое выражение — кадры решают все. Без коллектива, без людей, которые свой труд вкладывают в общее дело, невозможно достижение успеха. Сотрудники налоговых инспекций — это профессиональные, ответственные, инициативные специалисты, болеющие за результаты своей работы. Их в области — 627 человек. Средний возраст сотрудников — 60 лет, 86% — женщины.

Современные условия работы в налоговых органах требуют от сотрудников высокой квалификации, владения информационными технологиями и главное — в профессиональной заинтересованности в конечном результате всего коллектива. Наши работники стремятся соответствовать таким требованиям.

■ С какими результатами вы пришли к своему юбилею?

— Мы обеспечиваем решение задач, возложенных на налоговые органы.

Специфика нашей работы состоит в том, что любой ее результат достигается только коллективным трудом. Решению любой задачи предшествует глубокий анализ информационных ресурсов, и только потом выбирается вариант оптимального решения из множества альтернативных. Только с такими подходами инспекции области успешно справляются с решением главной задачи — наполнением доходной части бюджета.

За I полугодие 2020 года в бюджете области аккумулировано доходов в размере 706,5 млн руб. Ежегодно поступления в доход бюджета прирастают на 2-3%. Задолженность по платежам в бюджет на протяжении ряда лет не превышает 0,2% от доходной части бюджета.

По результатам оценки деятельности за 2019 год инспекция Министерства по налогам и сборам по нашей области определена лучшей среди налоговых инспекций по областям и г.Минску.

Среди инспекций городского уровня отличилась инспекция МНС по г.Бобруйску (вторая позиция), районного — инспекции по Горецкому и Шкловскому районам (вторая и третья соответственно).

Почетное звание «Лучшая инспекция» — это общая награда для всех налоговых инспекций области и для каждого сотрудника в отдельности.

Не могу не сказать, что обеспечению главной задачи — выполнение доходной части бюджета всех уровней и минимизация задолженности по платежам в бюджет — способствует плодотворное взаимодействие с исполнительной властью, государственными органами.

■ Какова структура плательщиков области на сегодняшний день и доля их участия в формировании бюджета?

— По состоянию на 1 июля 2020 года в области числится 615,8 тыс. действующих плательщиков, в том числе: 2,6 тыс. организаций государственного сектора, 13,2 тыс. организаций негосударственного сектора, 25,3 тыс. индивидуальных предпринимателей и 376,9 тыс. физических лиц.

В первом полугодии 2020 года на 53,2% бюджет области сформирован организациями госсектора экономики, от организаций негосударственного сектора поступило 60,3%, от индивидуальных предпринимателей — 3,6% и физических лиц — 2,9% от общей суммы поступлений в консолидированный бюджет области.

Основными доходными источниками, сформировавшими на 65,2% бюджет области в 2019 году, являлись: подоходный налог — 35,5%, налог на добавленную стоимость -12,5%, налог на прибыль — 10,1%, акцизы — 7%. В I полугодии 2020 года структура доходных источников сохранила свой уровень.

В области растет число самозанятых граждан. По состоянию на начало года 6801 житель области осуществлял деятельность, не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Такой же альтернативой трудоустройства с минимальным налогообложением является осуществление ремесленной деятельности. В области на январь-2020 осуществляли ремесленную деятельность 6956 человека.

■ Елена Анатольевна, расскажите о результатах контрольной работы и приоритетных формах контроля за соблюдением налогового законодательства.

— Все большую значимость приобретают удаленные формы контроля, в том числе камерального, а также риск-ориентированный подход.

За 2019 год налогоплательщикам инспекциями области было направлено 67,4 тыс. уведомлений и сообщений о выявленных расхождениях в налоговой отчетности плательщиков. Как результат — подавляющее их большинство представило в налоговые инспекции уточняющую информацию и уточненные налоговые декларации. Дополнительно начислено платежей в бюджет без применения штрафных санкций 28,2 млн руб., а также уменьшена разница между суммами налоговых вычетов и исчисленным НДС на 13,5 млн руб.

За I полугодие 2020 года налогоплательщикам инспекциями области было направлено 36,6 тыс. уведомлений и сообщений о выявленных расхождениях в налоговой отчетности. В результате без применения штрафных санкций доначисленные суммы налогов составили 12,5 млн руб., а также уменьшена разница между суммами налоговых вычетов и исчисленным НДС на 8 млн руб.

Доля поступлений по камеральному контролю в общей сумме поступлений от контрольных мероприятий составляет более 76%, удельный вес в консолидированном бюджете области — более 2%.

Количество проведенных выездных проверок субъектов хозяйствования за 2019 год снижено по сравнению с 2018 годом на 62,6%. При этом результативность выездных проверок за 2019 год составила 99,9%, по итогам которых взыскано 7,7 млн руб., предотвращен возврат (зачет) НДС на 3,5 млн руб.; за первое полугодие 2020 года результативность выездных проверок составила 100%, по итогам которых взыскано порядка 6,3 млн руб., предотвращен возврат (зачет) НДС на 2,9 млн руб.

■ Налоговым законодательством плательщикам предоставляется значительное количество налоговых льгот. Для плательщиков — это снижение налоговой нагрузки. А для государства какое значение имеет предоставление льгот плательщикам?

— Целесообразность введения конкретной налоговой преференции оценивается государством или как необходимость поддержки отдельных категорий субъектов хозяйствования или граждан, или как мера, направленная на стимулирование развития экономики.

Например, за налоговый период 2019 года 6,4 тысячи субъектов хозяйствования области воспользовались налоговыми льготами и преференциями.

Общая сумма налогов, не поступившая в бюджет, в связи с использованием льгот значительна — 572,8 млн рублей, учитывая, что в консолидированный бюджет области в 2019 году поступило 1 305,3 млн руб.

Из общей суммы ЛЬГОТ:

72,9% — составили социальные льготы, направленные на стимулирование и поддержание социально значимой деятельности

плательщиков, оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан;

26% — системные льготы, направленные на создание необходимых условий для устойчивого развития экономики в целом и предоставляемые категориям плательщиков, результаты деятельности которых оказывают влияние на базовые условия экономического развития (дорожное или коммунальное хозяйство, транспорт, научно-технологический прогресс, инфраструктура для развития малого и среднего предпринимательства, инновационная инфраструктура и другое);

1,1 % — за стимулирующими льготами, предоставленными в целях ускоренного развития хозяйственной деятельности отдельных категорий плательщиков по видам деятельности, товарам, имущественных прав, на отдельных территориях.

Из приведенных данных очевидно, что каждая льгота отражает не только интересы плательщиков, но и заинтересованность государства.

■ Электронное взаимодействие прочно вошло во все сферы нашего общества. Какое взаимодействие с плательщиками предпочитают налоговые органы?

— Налоговые органы готовы к взаимодействию с плательщиками в любой форме. Налоговая система организована таким образом, что налоговые инспекции готовы оказать налоговые услуги в той форме, в которой это удобно плательщикам. Вместе с тем мы активно информируем плательщиков о преимуществах электронного взаимодействия.

В 2019 году с помощью электронных сервисов принято 279 115 электронных деклараций, 61 125 заявлений и других электронных документов.

Существенно — в 6 раз, по сравнению с 2018 годом, увеличилось количество физических лиц, представивших декларации по подоходному налогу в электронном виде.

В 2020 году мы также наблюдаем рост интересов граждан и организаций области к использованию дистанционных способов взаимодействия с налоговыми инспекциями.

В 2019 году введена в эксплуатацию новая версия Личного кабинета плательщика, в которой представлены электронные сервисы для всех категорий плательщиков.

Впервые в 2019 году для физических лиц в личном кабинете стал предоставляться матричный штрихкод (QR-код) для оплаты налогов.

С апреля 2020 года появилась возможность по номеру электронного обращения, направленному на указанный при подаче адрес электронной почты, отследить ход рассмотрения обращения, подразделение, телефон и ФИО исполнителя, а также даты ответов.

■ Мы не раз освещали тему о работе Центров обслуживания плательщиков. По вашему мнению, создание Центров оправдало себя?

— После оптимизации численности налоговых органов решение о создании Центров являлось не только целесообразным, но и необходимым. Главный вопрос, который был решен в инспекциях после создания Центров, — это повышение качества обслуживания плательщиков, а также снижение временных и трудовых затрат на налоговое администрирование как со стороны налоговых органов, так и со стороны плательщиков.

С 2017 по 2020 год в области создано 5 Центров: в инспекциях по Октябрьскому и Ленинскому районам Могилева, по Бобруйску, по Могилевскому и Осиповичскому районам.

Центры инспекций области обслуживают до 60% всех плательщиков, в них предоставляется до 58 видов налоговых услуг. Зафиксированные данные электронной очереди показывают, что на оказание одной услуги в ЦОП в среднем затрачивается до 5 минут. При этом наибольшая доля временных затрат приходится на такую услугу, как «разъяснение налогового законодательства» — до 8 минут.

Представить себе сейчас работу инспекций без Центров обслуживания плательщиков практически невозможно.

■ Собирать налоги всегда # было делом весьма трудным и ответственным. И этот труд заслуживает благодарности. Какие слова Вы хотели бы сказать своим работникам в канун профессионального праздника?

— В нашем коллективе много достойных людей, которые своим трудом и высоким профессионализмом не только каждодневно выполняют свой долг перед государством, но и снискали заслуженное уважение среди налогоплательщиков. Бесспорно, все они достойны слов благодарности, но перечислить все заслуженные имена сегодня практически невозможно.

В канун нашего профессионального праздника хочется сказать всем работникам налоговых инспекций области слова глубокой благодарности и признательности за сложную и необходимую для всей страны работу.

Всем хочу пожелать крепкого здоровья и уверенности в завтрашнем дне, мира и добра, удачи во всех делах и начинаниях, счастья и тепла в семьях!

Беседовал Дмитрий ЛЕПЕЙКО