Землянская, Т. Привокзальная площадь помнит многое… / Татьяна Землянская // Могилевская правда. — 2020. — 26 ноября. — С. 14.
В 1902 году в Могилеве было завершено строительство здания вокзала. Расположено оно было на Днепровском проспекте (сейчас улица Первомайская) в 3-х верстах от города с некоторым отступлением в глубину, что создало небольшую привокзальную площадь с зеленым партером в центре. Так в Могилеве образовалась еще одна площадь — Привокзальная, которая стала свидетелем ряда важнейших исторических событий.
С начала открытия движения 24 декабря 1902 года (7 января 1903) поезда через Могилев ходили редко: один-два в сутки. Прибытие поезда оживляло станцию на несколько минут. Немногочисленные пассажиры не спеша через вокзал выходили на Привокзальную площадь и уезжали на конном транспорте. Для подвоза горожан к станции в Могилеве была создана первая в Беларуси конно-железная дорога (конка). Конка связала две городские площади: Привокзальную и Губернскую.
Помнит площадь декабрьскую забастовку железнодорожников Могилева в 1905 году. Она была проведена по призыву Центрального бюро Всероссийского железнодорожного союза в поддержку Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Состоялась забастовка под руководством Могилевской организации РСДРП(б) 8—10 (21—23) декабря 1905 года одновременно с забастовками железнодорожников Орши и Жлобина. В знак солидарности с борьбой железнодорожников были прекращены занятия учащихся старших классов Могилевского реального училища.
Значительно насыщенней стала жизнь Привокзальной площади с началом Первой мировой войны, когда отсюда уезжали на фронт солдаты, набранные из местного населения. Вот как описал отправление на службу машинист паровоза Соколов Михаил Сидорович: «Перед отправкой солдат в центральной части здания вокзала была устроена церковь, где отслужили литургию. Службу вели священники Трехсвятительской церкви, оттуда же привозили и иконостас…» Но уже зимой 1915 года вокзал и Привокзальная площадь наполнились стонами и криками раненых и умирающих солдат, которых санитарные поезда привозили с фронта.
О дальнейших событиях — перенос ставки в Могилев, свержение императора, ликвидация ставки, революция, гражданская война — написано уже много. В большей или меньшей степени все они были связаны с Привокзальной площадью, но на ее внешнем облике это практически не отразилось.
До Великой Отечественной войны вся Привокзальная площадь состояла из вокзала, сквера и нескольких помещений для размещения железнодорожных служб. Если идти от вокзала в город, то сначала было расположено здание железнодорожного клуба, затем — жилой деревянный дом с двумя входами, далее — дистанция пути, приемный покой (больница) и здание дистанции связи. Напротив службы пути, ближе к железнодорожным путям, построили железнодорожную баню. Все эти помещения, кроме клуба, были введены в строй вместе с открытием железнодорожного движения в 1902 г. Здание для клуба, вероятно, было построено в 1930 году, когда закончено сооружение железной дороги Рославль—Кричев—Могилев—Осиповичи. В это же время сдано в эксплуатацию новое деревянное здание роддома (находилось примерно на месте нынешнего здания почтового отделения №1). Таким образом, к 1930 году Привокзальную площадь с трех сторон окружили почти все деревянные здания, которые сгорели во время Великой Отечественной войны.
В фондах музея истории Могилевского отделения Белорусской железной дороги хранится письмо Бартошкиной Натальи Ивановны к начальнику Могилевского отделения Белорусской железной дороги Прокопишеку М.М. и председателю райпрофсожа Мельникову К.А. с таким текстом:
«В 1920—1923 годах на Привокзальной площади станции Могилев-1 был установлен памятник «Серп и Молот», символизирующий союз рабочих и крестьян, связь между городом и деревней. Памятник был сооружен на средства рабочих и служащих, заработанные на субботнике. Во время Великой Отечественной войны он был уничтожен фашистами. Это помнят железнодорожники Клионер, Домкин, Малашкевич, Илбовников и другие…»
Далее в письме Наталья Ивановна от имени узлового пионерско-спортивного клуба им. О.Н.Живописцевой (Н.И.Бартошкина организовала и возглавляла этот клуб) просит восстановить памятник за общественные средства, которые будут выручены от субботника, назначенного на 21.04.1973 г.
В другом документе — обращение к руководству и райпрофсожу отделения, опубликованное в стенной газете «Селектор» № 75 от 18.05.1973 г. Бартошкина просит «…руководство и райпрофсож поднять вопрос перед Ленинским райисполкомом г. Могилева об установке памятника железнодорожникам, павшим в Великой Отечественной войне, с занесением их фамилии, имя и отчества…». Сохранился эскиз памятника для Привокзальной площади, сделанный тем же автором Илбовниковым С.С.
В фондах железнодорожного музея есть фотография еще одного памятника, который располагался напротив пассажирского здания вокзала, в центре привокзального сквера. На памятнике табличка с надписью — «Слава воинам-победителям доблестной Красной Армии, освободившим город и железнодорожный узел Могилев! 28 июня 1944 года». На фотографии слева сидит на постаменте автор памятника инженер-капитан Малик Андрей Федорович. Андрей Федорович постамент памятника выложил из кирпича и покрасил в черный цвет, а образ воина-освободителя вылеплен из серой глины. Высота памятника была равна шпилю на крыше центрального купола вокзала. Установлен памятник был в 1945 году и простоял 16 лет.
Кстати, похожие памятники из глины воинам-освободителям Малик сделал на станциях Елизово и Милое. Андрей Федорович Малик, получив техническое образование, работал всю свою короткую 46-летнюю жизнь на железной дороге. Но будучи всесторонне одаренным человеком, все свободное от работы время он творил: рисовал портреты и картины, лепил скульптуры, писал стихи, драмы, пьесы и участвовал в театральных постановках по своим произведениям в железнодорожном драмкружке. Андрей Федорович оказался в Могилеве 28 июня 1944 года вместе с наступающими советскими войсками. Полуразрушенный вокзал дымился, здание железнодорожного клуба сгорело, Привокзальная площадь была усеяна трупами и немцев, и красноармейцев. Братскую могилу выкопали напротив вокзала в сквере. Через год Андрей Федорович установил на могиле памятник воинам-победителям. В 1961 году памятник снесли, когда завершилось строительство троллейбусной линии к железнодорожному вокзалу. В 1963 году на месте сгоревшего клуба построили здание билетных касс. Постепенно сквер на Привокзальной площади превратился в автостоянку.
В 80-х годах прошлого века Привокзальная площадь была перекопана. По воспоминаниям железнодорожников, прокладывали именно через сквер площади новые сети водопровода и канализации: «… Шел сильный дождь, военные доставали из вскрытой в сквере могилы останки солдат и сразу же увозили на перезахоронение, куда? До сих пор вопрос остается открытым. Несмотря на дождь, Привокзальную площадь заполнили люди. Среди толпы стояла 84-летняя старушка — Бартошкина Н. И. О чем она думала в тот момент? Может быть, о том, что не успела установить личности погибших? Или что памятник так и не восстановили?»…
Сейчас на вокзале оживленно в любое время дня и ночи. С наступлением темноты Привокзальная площадь освещается фонарями и подсветками, а перрон и пути — мощными прожекторами.
Облик современного привокзального комплекса сформировался в 2004 году. Была произведена реконструкция здания вокзала, и ему вернули на 80% первозданный вид. Вся прилегающая территория выложена тротуарной плиткой, разбиты клумбы. Здания билетных касс и багажного отделения облачены в темное стекло, в котором отражается обновленная, яркая Привокзальная площадь.
Татьяна Землянская,
старший хранитель фондов музея истории Могилевского отделения Белорусской железной дороги.