Главное управление юстиции Могилевского облисполкома на современном этапе развития

Главное управление юстиции Могилевского облисполкома на современном этапе развития / Главное управление юстиции Могилевского облисполкома // Юстиция Беларуси. — 2020. — № 12. — С. 58—61.

Главное управление юстиции Могилевского облисполкома (далее — ГУЮ) является структурным подразделением облисполкома, в своей деятельности подчиняется облисполкому и Министерству юстиции Республики Беларусь.

По состоянию на 1 ноября 2020 г. непосредственно в главном управлении юстиции Могилевского облисполкома работает 22 человека.

В структуру главного управления юстиции входят:

1) отдел правового обеспечения деятельности облисполкома;

2) отдел нотариата и органов загса;

3) отдел по архивам, делопроизводству и юридической экспертизе;

4) отдел государственной регистрации юридических лиц и единого государственного регистра;

5) отдел финансовой и кадровой работы. Кроме того, задачей главного управления юстиции является организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения.

29 ноября 2013 г. принят ряд актов законодательства, направленных на совершенствование судебной системы, а также на обеспечение эффективного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» установлена система судов общей юрисдикции Республики Беларусь, в которую входят районные и областные суды. Согласно данному Декрету функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции из компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов исключены и переданы Верховному Суду Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» с 1 января 2014 г. была создана единая система органов принудительного исполнения. В ее состав были включены судебные исполнители общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иные работники общих и хозяйственных судов, работники главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В настоящее время в систему территориальных органов принудительного исполнения Могилевской области входят управление принудительного исполнения главного управления юстиции Могилевского облисполкома и 20 районных отделов принудительного исполнения, отдел принудительного исполнения Бобруйского района и г. Бобруйска, отделы принудительного исполнения Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева. Всего в органах принудительного исполнения Могилевской области работает 125 государственных служащих, в том числе в районных, городских, районных в городах отделах принудительного исполнения 111 судебных исполнителей.

За время существования органов принудительного исполнения на исполнение судебным исполнителям отделов поступило более 1 млн 750 тыс. исполнительных документов. Судебными исполнителями окончено более 1 млн 648 тыс. исполнительных документов. В рамках Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. №300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» рассмотрено более 5,5 тыс. обращений граждан и представителей юридических лиц, а также в рамках Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-3 «Об исполнительном производстве» принято свыше 1,7 тыс. решений по разрешению в порядке подчиненности вопросов, возникающих у сторон исполнительного производства.

В целях создания надлежащих условий для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения Могилевской области ГУЮ в июне 2015 г. приобретено в собственность Республики Беларусь на праве оперативного управления административное здание площадью 3279,8 кв.м, расположенное в центральной части г. Могилева. В указанном здании размещены управление принудительного исполнения ГУЮ, отделы принудительного исполнения Могилевского района, Октябрьского и Ленинского районов г. Могилева.

Судебные исполнители области — это коллектив единомышленников, выполняющих стоящие перед органами принудительного исполнения задачи по соблюдению и охране интересов государства, прав и законных интересов юридических лиц и граждан путем своевременного и полного исполнения исполнительных документов. По итогам работы за 2016 год управление принудительного исполнения ГУЮ признано победителем в республиканском конкурсе «Лучшее управление принудительного исполнения». 2017 год также явился знаменательным для коллектива судебных исполнителей области — победа отдела принудительного исполнения Чериковского района в республиканском конкурсе «Лучший отдел принудительного исполнения».

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №16/49 П1452 об объединении главных управлений юстиции и юридических отделов облисполкомов распоряжением председателя Могилевского облисполкома от 6 декабря 2013 г. №321-р указанные структурные подразделения Могилевского облисполкома объединены: юридический отдел облисполкома с 1 января 2014 г. включен в состав главного управления юстиции облисполкома в качестве его структурного подразделения в составе 4 штатных единиц.

Несмотря на то, что в связи с объединением произошло значительное расширение задач и функций ГУЮ, данное объединение в итоге позволило усилить роль данного управления в деятельности местных органов власти, оптимизировать правовое обеспечение деятельности Могилевского облисполкома, Могилевского областного Совета депутатов в рамках одного структурного подразделения, минимизировать дублирование отдельных функций при рассмотрении вопросов правового характера, а также оперативно принимать согласованные управленческие решения, требующие правового сопровождения.

С 1 сентября 2017 г. входящий в состав ГУЮ юридический отдел переименован в отдел правового обеспечения деятельности облисполкома. Основными задачами отдела, как и прежде, являются правовое обеспечение функционирования областного Совета депутатов, облисполкома и соблюдение законности их деятельности. В целях реализации данных задач отдел проводит обязательную юридическую экспертизу проектов правовых актов облисполкома, областного Совета депутатов, а также проектов инвестиционных договоров (дополнительных соглашений к ним), заключаемых между облисполкомом от имени Республики Беларусь и инвесторами, обеспечивает подготовку к направлению нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов облисполкома и областного Совета депутатов для проведения обязательной юридической экспертизы в Министерство юстиции и Национальный центр правовой информации, проводит и участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников облисполкома, его структурных подразделений, областного Совета депутатов, подчиненных им организаций, городских, районных исполнительных комитетов, участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома или самостоятельно подготавливает предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности облисполкома, областного Совета депутатов, участвует в разработке проектов локальных правовых актов, актуализации правовых актов облисполкома и областного Совета депутатов в целях приведения их в соответствие с законодательством либо признания утратившими силу, рассмотрении поступающих на согласование из вышестоящих органов в облисполком, областной Совет депутатов проектов нормативных правовых актов, а также осуществляет ряд других функций.

Так, ежегодно на рассмотрение в отдел поступает порядка двух тысяч документов, из которых около 65% составляют проекты правовых актов (решений, распоряжений) облисполкома и областного Совета депутатов. Привлекается отдел и к рассмотрению поступающих в облисполком письменных (электронных) и устных обращений граждан, юридических лиц (порядка 150-200 обращений в год). Также, например, за 2019 год по поручениям руководства облисполкома и областного Совета депутатов рассмотрено 162 проекта нормативных правовых актов, поступивших на согласование из вышестоящих органов (из них 77 проектов законодательных актов и 56 проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь).

В 2019 году за безупречную работу, образцовое выполнение должностных обязанностей и в связи со 100-летием образования органов юстиции Республики Беларусь заместителю начальника главного управления юстиции — начальнику отдела правового обеспечения деятельности облисполкома Дорошенко ОЛ. была объявлена Благодарность Министерства юстиции.

С 1 октября 2006 г. ГУЮ осуществляется проведение обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня. Обязательная юридическая экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов 46 нормотворческих органов, расположенных на территории Могилевской области.

Во исполнение п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. №243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов» с 1 января 2017 г. в ГУЮ, а также в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня Могилевской области внедрена автоматизированная информационная система, обеспечивающая формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

Например, в 2019 году для проведения обязательной юридической экспертизы в ГУЮ поступило 1 324 правовых акта местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня.

В 2019 году по результатам проведенного Министерством юстиции Республики Беларусь конкурса среди нормотворческих органов и сотрудников, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в номинации «Лучший эксперт» победителем конкурса признана Клинцова Ю.С., начальник отдела по архивам, делопроизводству и юридической экспертизе ГУЮ.

В 2006 году Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь был присоединен к Министерству юстиции Республики Беларусь. Соответствующие функции на территории Могилевской области перешли к ГУЮ. Так, к компетенции ГУЮ перешли вопросы реализации единой государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства, формирования Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечения сохранности, учета и использования документов, находящихся на хранении в государственных архивах Могилевской области. В настоящее время в подчинении ГУЮ находится 4 государственных архивных учреждения: «Государственный архив Могилевской области», «Государственный архив общественных объединений Могилевской области», «Зональный государственный архив в г. Бобруйске», «Зональный государственный архив в г. Кричеве».

До 1 января 2014 г. ГУЮ курировало работу 29 государственных нотариальных контор, одного частного нотариуса, ведомственного нотариального архива. В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в правовом регулировании деятельности нотариата в Республике Беларусь, в частности то, что деятельность нотариусов осуществляется на условиях самоуправления и самофинансирования, изменились и функции ГУЮ в отношении нотариата. Так, ГУЮ осуществляет контроль за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате, регистрирует нотариальные конторы, по согласованию с территориальной нотариальной палатой устанавливает требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы, утверждает порядок передачи в нотариальный архив либо другому нотариусу при приостановлении или прекращении полномочий нотариуса документов, образовавшихся в результате его деятельности, и другие. В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» ГУЮ проводятся проверки деятельности нотариусов Могилевского нотариального округа по совершению нотариальных действий.

В настоящее время в Могилевской области нотариальную деятельность осуществляет 88 нотариусов в составе 30 нотариальных контор, одного нотариального бюро.

ГУЮ осуществляет методическое руководство деятельностью органов загса по регистрации актов гражданского состояния. В частности, в Могилевской области осуществляют деятельность 23 отдела записи актов гражданского состояния городских, районных исполнительных комитетов. В рамках осуществления методического руководства по регистрации актов гражданского состояния органами загса специалистами ГУЮ проводятся методические Советы органов загса Могилевской области, в том числе и выездные. На постоянной основе проводятся семинары-практикумы по регистрации актов гражданского состояния и совершению нотариальной деятельности с уполномоченными должностными лицами сельисполкомов Могилевской области.

В состав отдела нотариата и органов загса ГУЮ входит архив органов, регистрирующих акты гражданского состояния. В архиве на хранении имеется около 12000 книг записей актов гражданского состояния, составленных на территории Могилевской области, из них довоенного архивного фонда — 1 230 книг. Это один из самых крупных довоенных фондов записей актов гражданского состояния в Республике Беларусь, составленных с 1918 по 1939 год.

В 2002 году структура ГУЮ претерпела изменения, в ее состав вошел отдел государственной регистрации юридических лиц. Одной из основных функций отдела является осуществление государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

За период с 2002 года по настоящее время в сфере государственной регистрации субъектов хозяйствования произошли следующие новации:

1) введен заявительный принцип государственной регистрации;

2) отменены требования к минимальному размеру уставного фонда большинства коммерческих организаций;

3) сроки государственной регистрации сокращены с трех месяцев до одного дня;

4) вновь созданный субъект хозяйствования ставится на все виды учета без его участия;

5) реализована возможность подачи через регистрирующий орган в банк документов и сведений, необходимых для открытия счета субъекта хозяйствования;

6) отменена обязанность формирования уставного фонда до государственной регистрации юридического лица;

7) уменьшены ставки государственной пошлины за государственную регистрацию субъектов хозяйствования одновременно с освобождением от уплаты государственной пошлины за предоставление документов в электронном виде;

8) согласование наименования юридического лица осуществляется в электронном виде.

В 2006 году на отдел государственной регистрации юридических лиц возложена функция ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с последующим переименованием в отдел государственной регистрации юридических лиц и Единого государственного регистра.

С ноября 2014 г. в стране введена электронная государственная регистрация субъектов хозяйствования.

ГУЮ осуществляет контроль за соответствием деятельности местных фондов, местных общественных объединений, союзов, областных организационных структур общественных объединений, организационных структур политических партий Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам.

По состоянию на 1 ноября 2020 г. в ГУЮ числится:

1) 16 местных фондов;

2) 124 местных общественных объединения;

3) 92 областные организационные структуры общественных объединений;

4) 109 организационных структур политических партий;

5) 15 областных организационных структур профсоюзов.

По итогам 2017 года Могилевский областной исполнительный комитет в лице ГУЮ признан победителем конкурса «Лучший регистрирующий орган Республики Беларусь».

С марта 2000 г. ГУЮ возглавляет Маймусов Александр Сергеевич. Он имеет большой опыт практической деятельности в сфере юриспруденции. Работал страшим помощником прокурора Могилевского района, адвокатом Могилевской городской юридической консультации. В 1993 году избран судьей суда Ленинского района г. Могилева, в последующем был назначен на должность заместителя председателя указанного суда.

Главное управление юстиции Могилевского облисполкома