Бизюк, Т. Когда поет душа : [Зоя Обламская — звонарь храма в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны] Т. Бизюк // СБ. Беларусь сегодня. — 2021. — 19 марта. — С. 10.
В студенчестве врач‑гигиенист из Могилева играла на ударных в рок‑группе, а несколько лет назад решила стать звонарем
По выходным и церковным праздникам 29‑летняя Зоя Обламская приходит в храм в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, чтобы позвонить в колокола. Хобби, смена занятия? Зоя подбирает более подходящее определение — призвание. В небольшой церкви на окраине Могилева несколько лет назад установили колокола. Однажды девушка попросила у настоятеля храма сопроводить службу музыкой. Вот так, без подготовки. Получилось. Зоя пошла дальше — в 2017 году окончила отделение звонарей при Минском духовном училище, чтобы профессионально оповещать прихожан о важных церковных датах.
Без нот и партитур
Звонарь по сути человек‑невидимка: у него несколько сотен, а то и тысяч слушателей, но он не выходит на поклон в конце выступления, не собирает овации публики. Хотя игра без нот и партитур на десятке колоколов одновременно — сложная работа рук, ног, разума и души. Для хрупкой девушки ли?
— Почему нет, — смеется Зоя. — Когда узнают, чем я занимаюсь, удивляются почти все. Думают, что это физически тяжелая работа. Но, оказывается, все под силу. Конечно, когда только зарождались традиции, практиковали так называемый очепной звон — раскачивали сам колокол. А весить он мог несколько сотен килограммов. Сейчас же используется система рычагов, с помощью которых и происходит игра. С ней может справиться и ребенок.
Шутка ли, но еще во время учебы в Белорусском государственном медицинском университете девушка и не думала, что когда‑нибудь освоит такую необычную музыкальную науку. Интересовало совсем другое направление. Вместе с одногруппниками организовали рок‑группу Will You?, играли на репетиционных точках. Исполняли хиты групп Metallica, Depp Purple, Anti‑Flag. Зоя отвечала за ударные установки.
В один прекрасный момент, как обозначает этот этап жизни сама девушка, стоя на службе, подумала: у меня же есть чувство ритма, могу управиться с барабанами, почему бы не применить эти таланты в колокольном звоне?
Поначалу играла без специального образования — помогали ролики из интернета, видеоуроки. Получалась красивая, ровная мелодия, но не хватало техники. И Зоя пошла учиться в Минское духовное училище. Теоретический курс и практика заняли полгода.
Нынешняя профессия Зои Обламской с музыкой не связана. Она работает врачом‑гигиенистом в Могилевском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Сейчас в декрете, воспитывает двухлетнюю дочку Катю. Как удается со всем справляться?
— Стараюсь, — скромно отвечает Зоя. — Службы проходят по утрам и занимают не так много времени, поэтому посвятить себя призванию пока получается. Когда прийти в церковь не успеваю, подменяет мой отец. Папа трудится обычным мастером по ремонту телевизоров. У него нет музыкального образования, но слух идеальный. Наверное, и мне передался по наследству.
По ком звонит колокол
Поднимаемся по лестнице на самую верхнюю точку церкви — колокольню. С нее открывается потрясающий вид. Девушка подает мне наушники, ведь сила звука не для неподготовленных барабанных перепонок.
— Колокола делятся на три группы: зазвонные, подзвонные и благовесты. В церковной «табели о рангах» они стоят на первом месте — по размерам и старшинству, — проводит ликбез Зоя. — У каждого из них своя нота. Соединяясь в одну ритмичную картину, они зазывают прихожан в храм, обозначают самые важные моменты службы. Различаются и тематические звоны. Во время похоронного, к примеру, используется техника перебора, когда звук переходит от самого маленького до самого увесистого колокола. Каждый удар по возрастанию обозначает переход человека от младенца до взрослого, почтенного старца. Конечный удар во все колокола одновременно — исход души, окончание жизни.
На первый взгляд техника кажется несложной. Зазвонные, подзвонные группы и благовесты распределяются между руками и ногами и создают гармоничную музыкальную картинку. Педалями «управляются» самые увесистые колокола, пальцы перебирают веревки‑струны остальных инструментов. Зоя ловко меняет их «голоса». После финальной партии звук окутывает нас еще несколько секунд, а потом растворяется в воздухе.
Громкость зависит от силы удара, а вот диапазон от размера колокола.
На одном из самых увесистых, а еще и старинных, Зое удалось поиграть в Свято‑Троицком соборе Хотимска во время Национального фестиваля колокольного звона. Делом всей жизни настоятеля отца Кирилла стало возрождение звонницы храма. Он отыскивал колокола в самых неожиданных местах: пунктах приема цветного металла, даже на свалках. Медные, покрытые патиной, они много пережили. Оттого и звучат особенно.
Говорят, такая музыка может исцелять. И успокаивать. Об этом задумываешься, когда слышишь их уникальную колокольную «песню». Для Зои же звон — это молитва в бронзе, посредством него, говорит, несет свою веру людям.