Первый начальник Гавайев

Первый начальник Гавайев : [могилевчанин Н. Судзиловский] // Аргументы и факты в Белоруссии. — 2021. — 5 октября. — С. 17.

Правда ли, что президентом Гавайских островов был белорус?

И. Расолько, Брест

Правда. Этим человеком был учёный-этнограф, географ, химик и биолог, деятель революционного движения в России, Швейцарии, Англии, Франции, Болгарии, США, Японии, Китае, один из зачинателей социалистического Сдвижения в Румынии, сенатор и президент сената Территории : Гавайи Николай Судзиловский, уроженец Могилева.

Он родился в 1850 г. в семье секретаря Могилевской палаты гражданского и уголовного суда Константина Судзиловского. Всего у Судзиловских были восемь детей. Николай был старшим и помогал родителям по хозяйству. Когда настало время выбирать профессию, юноша пошел по стопам отца: окончив с отличием Могилевскую гимназию в 1868 году, он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Студентом Судзиловский тыл вольнодумным и деятельным. Когда из-за издания правила, ставящего студентов под усиленный контроль начальства и полиции, начались волнения, Николай, учившийся всего лишь на первом курсе, организовал сходки и был одним из самых активных участников студенческих акций. Однако после этого молодому человеку пришлось перевестись на медицинский факультет Киевского университета, так как продолжать обучение в других вузах участникам беспорядков было запрещено. В Киеве студент-социалист не изменил своей активной гражданской позиции и даже, устроившись фельдшером в тюремную больницу в Николаевске, пытался организовать побег заключенных. Когда его план был раскрыт, Судзиловский бежал за границу.

УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК

В Румынии Судзиловский быстро попал под подозрение местной полиции и подался в Турцию, чтобы подготовить восстание болгар против турецкого ига. Но там за ним уже охотились местные блюстители правопорядка. Опального Судзиловского насильно посадили на корабль, который должен был доставить пламенного революционера обратно в Российскую империю, где ему, кроме тюрьмы и каторги, ничего не светило. Но Судзиловский бежал с корабля, переодевшись в форму морского капитана. В Сан-Франциско он прибыл уже как Николас Руссель. В Америке Судзиловский-Руссель и сотоварищи активно обсуждали идею организации регулярных побегов политзаключенных из Сибири в Северную Америку. Однако осуществить эту идею так и не удалось.

В 1892 году доктор решает уединиться от цивилизации и селится на Гавайях. На острове Гавайо он арендует участок земли, выстраивает дом и возделывает плантацию кофе, на которой потом разводит цитрусовые и экзотические фрукты. За короткое время могилевчанин Николай Судзиловский становится уважаемым человеком среди аборигенов, лечит их от различных болезней. Доктора Русселя посещают на Гавайях многие путешественники. К нему в гости заезжает знаменитый врач Боткин, а рядом домом Николая селится приемный сын знаменитого романиста Стивенсона Ллойд Осборн тоже ставший впоследствии известным писателем.

Руссель учил аборигенов революционной борьбе, организовал Партию гавайского самоуправления (гомруле ров), призванную бороться за интересы коренных жителей. На этом посту он пытался проводить радикальные демократические реформы но не смог остановит процесс поглощения Гавайев Соединенными Штатами. В 1900 году США предоставили местным жителям выбор между Республиканской и Демократической партиями. Однако предвыборную борьбу включилась и третья партия, созданная Судзиловским.

В 1900 году при поддержке коренного населения Николай Судзиловский и ряд его сторонников прошли в сенат Гавайских островов, а в 1901 год выходца из Могилева избрали первым президентом сената Гавайских островов. В этой должности он пытался проводить радикальные реформы для поддержки местного населения, но в 1902 году после предательства своими сторонниками был вынужден покинуть пост.

ПОЛНЫЙ ИДЕЙ

Все это время Судзиловский не переставал думать о родине: во время Русско-японской войны он вел активную социалистическую пропаганду среди русских военнопленных в Японии. После начала революции 1905 года политический деятель вынашивал идею вооружить и отправить на родину для помощи восставшим 60 тысяч русских военнопленных, захваченных японцами в ходе боевых действий.

Судзиловский очень хотел на родину — в эпицентр революционных бурлений, но в 1910 году неожиданно умерла его жена, и ради благополучия детей он не рискнул тронуться в путь. Только в 1930-м, будучи уже старым и больным, Николай Судзиловский бросил последний вызов судьбе и отправился в страну Советов. Однако в дороге подхватил воспаление легких, которое стало для него смертельным.

Николай Судзиловский умер в китайском городе Тяньцзинь, и дочь, согласно местным традициям, сожгла его тело на костре.