Асоциальное явление

Чадюк, А. Асоциальное явление : [беседа с прокурором Могилевской области А. Чадюком] / Александр Чадюк ; беседовала Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2021. — 10 снежня. — С. 6.

Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение — «corrumpere» означает «растлевать, портить, повреждать». Первое упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно отнести ко второй’ половине XXIV века до Н.Э., когда царь древнего шумерского города Лагаша (территория современного Ирака) реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Примерно к этому же периоду относится создание первого древнеиндийского трактата, в котором перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи и стала одной из причин ее крушения.
— Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Координирующая функция в сфере противодействия коррупции возложена на Генеральную прокуратуру. Факты коррупции выявляются, а лица, уличенные в ней, какую бы высокую должность ни занимали, не остаются безнаказанными, — говорит прокурор Могилевской области Александр ЧАДЮК. — К сожалению, коррупции подвержено и наше общество. Несмотря на незначительное количество коррупционных преступлений в структуре преступности в целом, такие факты имеют место, что свидетельствует о необходимости продолжать борьбу с этим асоциальным явлением на системной основе с целью искоренения таких преступлений в будущем. В текущем году в нашей области за коррупционные преступления привлечены к уголовной ответственности 86 должностных лиц.

• Какие сферы были наиболее подвержены коррупции в 2021 году?

— Я бы не выделял какие-либо конкретные сферы. Как практик считаю, что в каждой присутствуют коррупционные риски. Наиболее опасны коррупционные проявления в государственном управлении, так как они подрывают доверие людей к государственным институтам, но в нашей стране такие факты единичны. К сожалению, еще есть различные лазейки для коррупции и возможность использования должностного положения в личных целях. Порой злоумышленники разрабатывают такие хитрые схемы, что просто удивляешься их изобретательности.

Вообще коррупционные преступления относятся к наиболее сложным, их выявление требует высокой квалификации оперативных сотрудников, следователей, прокуроров. И у нас достаточно специалистов, способных выявить и распутать самые хитроумные правонарушения.

• А вид коррупционных преступлений как-нибудь зависит от сферы, в которой они совершаются?

— Туг речь скорее не о зависимости, а о том, что для определенных сфер характерны разные виды преступлений. Так, если для сельского хозяйства более характерны хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, то в промышленности большинство преступлений связаны со взяточничеством.
Например, генеральный директор одного из акционерных обществ нашей области в течение двух лет получал от представителей заинтересованных в сотрудничестве организаций взятки за создание благоприятных условий в их коммерческой деятельности. В результате должностное лицо осуждено по статье 430 УК РБ (получение взятки), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом в размере 800 базовых величин (23,2 тыс. рублей) с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.

• В последнее время часто говорят о сфере закупок как одной из наиболее подверженных коррупционным проявлениям. Так ли это?

— Сфера закупок товаров (работ, услуг) по-прежнему характеризуется высокими коррупционными рисками. Несмотря на законодательные механизмы, разработанные для обеспечения прозрачности приобретения товаров и услуг, эта сфера по-прежнему подвержена коррупционным проявлениям.
От государственных органов и организаций при проведении закупок требуется в первую очередь обеспечение честной конкуренции и беспристрастной оценки поступающих предложений участников. Безусловно, необходим и элементарный контроль за работой подчиненных сотрудников, ответственных за проведение закупок.

• Какие нарушения характерны в сфере закупок?

— К числу распространенных можно отнести случаи, когда товары приобретались без проведения необходимых процедур закупок. Такие нарушения, к примеру, прокуратурой области выявлялись в сельхозорганизациях Могилевского района, где средства для защиты растений приобретались без проведения надлежащих закупочных процедур, тем самым ограничивалась возможность участия в них иных поставщиков, в том числе с более выгодными предложениями.
В сентябре текущего года прокурорами в лесохозяйственных учреждениях региона были выявлены случаи необоснованного допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, чьи предложения не соответствовали требованиям конкурсной документации, что не мешало им побеждать.

• Приведите пример, когда нарушения в сфере закупок повлекли привлечение виновного лица к уголовной ответственности?

— В этом году постановлен приговор в отношении директора унитарного предприятия, который в 2020 году получал от менеджера коммерческой организации взятки за благоприятное решение вопросов об увеличении объемов поставок продукции в адрес предприятия и своевременной оплате поставленной продукции. Должностное лицо осуждено за получение взятки к наказанию в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом в размере 400 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет.

• Помимо уголовной ответственности есть же еще и административная?

— Совершенно верно. К примеру, организатор (заказчик) неверно выбрал вид процедуры госзакупки и вместо, скажем, электронного аукциона провел процедуру закупки из одного источника. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 15 базовых величин. Нарушением будет являться и не предусмотренное законодательством изменение заказчиком условий договора госзакупки или ее предмета, нарушение порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений участников, повлекшее неправомерное решение о выборе участника-победителя и т.д.
Ввиду того, что большинство нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) обладает высоким коррупционным риском, данной сфере органами прокуратуры всегда уделяется повышенное внимание.

• Каковы, по вашему мнению, условия совершения коррупционных правонарушений?

— В первую очередь отсутствие должного ведомственного контроля за эффективным расходованием бюджетных и собственных средств организаций, ненадлежащая организация работы комиссий по закупкам, кадровых служб при подборе и расстановке кадров, игнорирование требований законодательства.

• На ваш взгляд, что главное в борьбе с коррупцией?

— Можно сказать о трех составляющих: активная антикоррупционная деятельность органов государственной власти, неотвратимость наказания и нетерпимость к коррупции в обществе. Все это позволит минимизировать ее негативные проявления.
Малому и среднему бизнесу также не стоит игнорировать требования законодательства о борьбе с коррупцией, так как в итоге противоправная деятельность приводит к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности. Саморегулирование каждой организации на предмет соответствия ее деятельности антикоррупционным требованиям образует основу профилактики коррупции. Обеспечить данное соответствие — вот задача каждого руководителя.

Юлиана ШУПЛЕЦОВА