Кисляк, О. Они идут дорогами памяти : [«Виккру» – лауреаты премии Президента «За духовное возрождение»] / Ольга Кисляк // Рэспубліка. — 2022. — 13 студзеня. — С. 8.
Участники историко-патриотического клуба «Виккру» — о поисковой работе, патриотизме и личном
Как все начиналось
Это сегодня о них знают не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами — за год на почту клуба приходят сотни писем со всего бывшего СССР, из Польши, Германии. Люди ищут погибших на войне родных, и ни одно обращение виккровцы не оставляют без внимания. Для историка Николая Борисенко — поисковика, автора 25 книг, из которых 12 — о войне, поиск стал смыслом жизни:
Возвратить из небытия
За 28 лет, что минуло с тех пор, виккровцы исколесили всю Могилевщину.
— Это сегодня у нас в арсенале хорошая амуниция, щупы, металлоискатели, металлодетекторы, и хотя мы по-прежнему ездим в экспедиции за свой счет, на своих авто и бензине, очень признательны землякам, которые вносят лепту в увековечение памяти, — подчеркивает один из старейших участников клуба Сергей Тагаев. — Благодарны Могилевскому облисполкому, который приобрел для нас немецкие трофейные аэрофотосъемки 1942 года. Вооружившись этими данными, в 2019-м впервые подняли останки в деревне Гаи Могилевского района, где в июле 1941-го навсегда остался почти весь батальон милиции капитана Владимирова, 26 героев. А на Быховщине на поле у Лудчиц, где в 1944-м шли кровопролитные бои, впервые в истории «Виккру» — фрагменты советского танка.
Руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай БОРИСЕНКО (слева) с коллегами.
Работали поисковики и над реконструкцией мемориала в деревне Борки Кировского района, где в 1942-м произошла одна из самых крупных карательных операций нацистов за годы Великой Отечественной войны. Установили точную цифру зверски замученных здесь людей: не 1,8 тысячи, а 2027.
Растить достойную смену
Для виккровцев тема патриотизма крайне важна:
Станислав КОЛОМИЙЧЕНКО ведет поиск останков бойцов, погибших в годы ВОВ.
— Радует, что половина из них — молодежь. Плюс при школах области создано 20 поисковых групп, — включается в разговор супруга Борисенко, Светлана Анатольевна, — методист Могилевского областного центра туризма и поисковик с 23-летним стажем. — Брать детей в экспедиции, на живых примерах воспитывать в них чувство гордости за предков-героев, растить себе достойную смену — одна из задач «Виккру». Когда ребята видят убитых солдат, которым было столько же, сколько сегодня им, находят медальоны, по инициалам на каске или котелке читают фамилии погибших, то осознают: они внесли свой личный вклад в историю. А ведь с личного все и начинается. Мой дедушка Герасим Шваков в годы войны угодил в плен и всю жизнь потом чувствовал вину за то, что не сумел сбежать из лагеря, что выжил. Когда его впервые в 1980-е годы пионеры поздравили с Днем Победы, расплакался. От счастья, что о нем наконец вспомнили. И боли, которую вернули эти воспоминания. Его уже нет, а подаренные детьми часы стали для нашей семьи символом того, что время не властно над памятью. Мы будем помнить героически погибших на фронтах, замученных в лагерях, сожженных заживо в селах… Их личные трагедии стали частью нашей общей истории, которую мы должны знать и помнить.
Всего «Виккру» подняты и перезахоронены почти 1,5 тысячи солдат и командиров. По инициативе клуба в области установлено 35 памятников.
В том, что в любви к военной истории есть немало личного, не скрывает и Николай Борисенко:
— Мой дед Денис Алексеевич в годы войны помогал партизанам, был ранен, остался без ноги. Шесть из его семи братьев не вернулись с фронта. Лишь недавно благодаря немецким архивам и российским коллегам-поисковикам проследил судьбу двух из них: 29-летний Павел Борисенко, наводчик батареи 117-й стрелковой дивизии, убит 26 апреля 1945-го, посмертно награжден медалью «За отвагу». Его брат Борис тоже погиб в Германии — 28 апреля.