Сташкевич, А. Старосветские нравы, или Новые грани классики : [премьера спектакля в Могилевском драмтеатре] / Анна Сташкевич // Веснік Магілёва. — 2022. — 11 мая. — С. 20.
Взглянуть на классическое произведение Николая Васильевича Гоголя под другим углом уже в этом месяце зрители смогут на большой сцене Могилевского областного драматического театра. Инсценировка Николая Коляды по повести «Старосветские помещики» — история о сердечной привязанности, которая оказывается сильнее смерти.
Обратить богатство великой прозы в сценические диалоги -сложная задача. Проявить оригинальность, добавить свежие режиссерские акценты в спектакль, чтобы он запомнился искушенному зрителю, — еще более тяжелая миссия, с которой отлично справились режиссер-постановщик Камиля Хусайнова и художник-постановщик Татьяна Густынова.
— Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, — несколько раз декларирует со сцены Гоголь (в спектакле — Гость, прим, автора), ставший
участником действа. Он же аккомпанирует сюжетным поворотам то на барабанах, то на электрогитаре, то отбивает тарелками звуки разбитого сердца. Две скрипачки за струящимся занавесом дополняют картину музыкальными интонациями.
От мягких перин до маленького столика, рядом с которым стоит уютное кресло, как передвигаются обитатели не только собственного дома но и собственного мира Пульхерия Ивановна (эту роль исполняет Евгения Белоцерковская) и ее супруг Афанасий Иванович (Алексей Цыбин). Их мысли забиты бытовыми вопросами. Гостеприимные, но ищущие в каждой живом существе врага, сытые, но в то же время вечно голодные, верящие в приметы и прогнозы герои вызывают улыбку, а еще — размышления. Жизнь-привычка кроется за пустыми характерами старичков.
Гармония бытия ключевых персонажей — определенного рода ритуал, где жена относится к мужу как к ребенку, которого у нее никогда не было, закармливая супруга пирожками. А муж не упускает возможность любой комплимент перевести в шутку, то ли чтобы повеселить любимую женщину, то ли бессознательно обесценивая ее.
— В инсценировке Николая Коляды главные герои постоянно находятся в конфликте. Однако то чувство нежности, которое все-таки есть между ними, возвращает их к любви. Сейчас такие отношения назвали бы абьюзивными, — поясняет режиссер-постановщик Камиля Хусайнова, которая с января работает над проектом. — В повести Гоголя, более нежной по своей структуре, задается вопрос: что важнее — страсть или привычка. Постановка побуждает зрителей быть бережными друг к другу. Помнить, что о чувствах нужно говорить при жизни.
Печальное событие нарушает привычное существование героев. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны пропадает в лесу, куда ее сманивают дикие коты. Именно здесь самый не мистический гоголевский сюжет приобретает оттенок загадки и фантасмагории.
Не будем раскрывать все секреты. Лишь напомним, что трагикомедию в драмтеатре можно посмотреть 12 и 21 мая.
Анна СТАШКЕВИЧ. Фото автора