Льдова, Е. Театральная весна «М.art.Контакт» / Екатерина Льдова, Анна Сташкевич, Наталья Вострецова // Веснік Магілёва. — 2022. — 30 марта. — С. 12.
В Международный день театра, 27 марта, 15-й театральный фестиваль «М.art.Контакт» раздал свои призы и в очередной раз пригласил задуматься над тем, зачем и за чем зритель приходит на спектакли.
Неделя без антракта
Целую неделю «M.@rt.Контакт» был главным событием города. Он то согревал театралов весенним солнышком, то заставлял холодеть от страха, то закручивал в вихре страстей, то пронизывал сердца зрителей отчаянием и жалостью.
После каждого из 15 спектаклей зрители могли голосовать за понравившуюся постановку своими билетами. Театры из России и Беларуси, принявшие участие в форуме, были в равных условиях. Мюзикл-детектив «Джек Потрошитель» молодежного театра эстрады из Минска, расстановка запятых из Смоленска «Любить нельзя помиловать», инсценировка Николая Коляды «Раскольников» из Екатеринбурга пришлись Могилевской публике по вкусу.
Визитной карточкой театрального форума всегда были разноплановость и разноплавность. На этот раз в афише значились: «история одного несостоявшегося подвига», романтическая «Любовь в стиле баRОСКко», моноспектакль о трудностях адаптации в чужой стране «День Б.», «Маленький принц», анонсированный как «сказка для взрослых сердец».
За кулисами
На юбилейном форуме активно использовалось и около-кулисное пространство.
Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук вызвал будущих актеров на разговор по душам. Популярный артист театра и кино,талантливый педагог и декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств на несколько часов погрузил публику в сюжет собственной жизни.
— Отец был конюхом, и вот однажды он сказал такую фразу: «Хлопцы мои, хочу, чтобы вы по этой жизни ехали на трех лошадях: одну зовут Совесть,другую — Стыд, а третью — Милосердие», — делился он воспоминаниями.
Рассказывая студентам о своих известных учителях и учениках, Владимир Мищанчук донес важную мысль: добиться успехов в профессии можно только через труд, любовь и честное отношение к своему делу.
Яркой страницей форума стал внеконкурсный показ спектакля «Марыйка», поставленного по одноименной поэме Могилевского поэта Алеся Казеко, и встреча с ее автором.
— Для меня это не просто поэма, а реквием, преодоление. Крик души, если хотите! — признался Алесь Казеко. — Она рассказывает историю моей семьи. Марийка — это моя мама,а Шурка и Ольга — ее брат и сестра, сгоревшие в страшном огне. Как и двое деток тети, мальчики 3 и 7 лет. В своем произведении я делюсь формулой, как можно выйти из ситуации, когда нацизм поднимает голову: зло нельзя покарать злом. К себе, к миру, к преодолению любой трудности можно прийти только через любовь и веру.
А испанский дизайнер Хосэ Луис Гомез в рамках мастер-класса продемонстрировал могилевчанам создание платья для фламенко.
Будучи хорошим знакомым администратора Могилевского областного драмтеатра Ирины Бонко, испанский дизайнер стал интересоваться культурой нашей страны. В прошлом году он подарил драматическому театру роскошное платье ручной работы. Сейчас модельер готовит новый презент — платье для образа «Кармен». Гости встречи, интересующиеся модой, стали свидетелями появления первых строчек на красном платье в белый горошек.
Маски сорваны
Членам молодежного и экспертного жюри было непросто определить лучшие постановки, ведь все представленные спектакли — абсолютно разные, уникальные, индивидуальные.
— На сцене происходит настоящее чудо! — убеждена председатель экспертного совета форума, актриса театра и кино, заслуженная артистка России Елена Борзова. — Ты погружаешься в него полностью, и тебе взамен артисты отдают со сцены свою душу. Происходит тот самый контакт, который отражен в названии фестиваля.
Именно эти эмоции вызвал у экспертного совета спектакль Полесского драматического театра из Пинска «Вий».
Помимо главного приза авторитетное жюри решило учредить специальные дипломы. Один из них присудили представителю Театра-студии киноактера Владимиру Мищанчуку, вторым отметили спектакль «Варшавская мелодия» Нового театра драмы из Минска. Последний стал лучшим и по мнению молодежного жюри.
«Золотую маску» зрительских симпатий увез минский Театральный проект «ТриТформаТ», который представил на форуме спектакль «Княжна Мери» — стильную инсценировку одноименной главы романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», поставившую точку в театральной неделе.
— Мы ворвались в последний вагон, выступали последними, в Международный день театра, и вот такая беда со мной случилась, -показала на травмированную ногу художественный руководитель театрального проекта Вера Полякова. — Но в театре очень много суеверий, и все, что происходит — так, как должно быть. Приятно и очень важно, когда тебя признают коллеги, но самое главное, для кого мы трудимся, — это вы, дорогие зрители!
Театр начинается с… души
На открытии форума много говорили о душе и катарсисе. Сейчас мировой театр кипит разнообразием форм, которыми режиссеры пытаются добиться этого очищения. Есть мнение, что современный зритель слишком успокоился, и для того, чтобы он что-то о себе понял, его необходимо вытащить из удобного и мягкого кресла в нестандартные для него обстоятельства. Однако порой всего двое актеров, как в «Фальшивой ноте» или «Варшавской мелодии», могут задеть струны души сильнее, чем большие костюмированные постановки со сложной сценографией. Возможно, как раз потому, что среди обилия спецэффектов хочется разглядеть героя, его душу и тем самым заглянуть в себя.
Знаменитый режиссер Анатолий Эфрос говорил: «Театр — это всегда про любовь. Любовь можно отвергать, можно принимать, но если принять тот факт, что театр — это дело рук человеческих для людей и о людях, то без души, без любви тут никак».
Билет в 2023 год
Закрывая пятнадцатый сезон, «M.@rt.контакт» открывает новый, 16-й. Заместитель председателя Могилевского облисполкома Валерий Малашко пригласил всех зрителей встретиться на том же месте в 2023 году и призвал высказывать мнения и пожелания, которые оргкомитет фестиваля постарается учесть.