Время решения – мгновение, или Экстремальный полет Дениса Шкаренды

Карпеков, С. Экстремальный полет Дениса Шкаренды / Сергей Карпеков // Веснік Магілёва. — 2023. — 15 февраля. — С. 13.

Представители различных сфер деятельности удостоены госнаград и Благодарности Президента Беларуси. Соответствующий указ Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 10 февраля. Среди них — летчик-инструктор Могилевского аэроклуба ДОСААФ имени А. М. Кулагина Денис Шкаренда, который удостоен ордена «За личное мужество».

В аэроклубе Денис с 97-го года. Налетал более 2800 часов. Ему 43 года, женат, сыну 18 лет.

17 июня 2022 года летчик-инструктор Денис Шкаренда выполнял учебно-тренировочный полет с курсантом на «Як-52», который пилотировал машину, отрабатывая задание в пилотажной зоне в 7 км от центра аэродрома. На 10-й минуте полета начались перебои в работе двигателя. Денис доложил об этом руководителю полетов и по его команде прекратил выполнения задания, взяв управление на себя. На 11-й минуте на высоте произошла полная остановка двигателя. По инструкции, если сложилась ситуация, когда жизни членов экипажа угрожает реальная опасность, они должны покинуть самолет, выпрыгнув из него с парашютом. Летчик говорит, что контролировал ситуацию.

— Я видел, что могу прогнозировать развитие ситуации, поэтому принял решение лететь домой. Да и потом, в случае, если экипаж вынужденно покидает самолет, невозможно предсказать, куда упадет машина. А вокруг населенные пункты.

«Як» дотянул до аэродрома и благополучно сел. Как будет установлено после разбора полетов, произошло разрушение внутри двигателя, и запустить его было невозможно.

Начальник Могилевского аэроклуба ДОСААФ имени А.М. Кулагина Иван Касим говорит, что Денис мог не рисковать и вместе с курсантом выпрыгнуть с парашютом. Но летчики покидают самолет в исключительных случаях, ведь они с крылатой машиной одно целое. И объясняет, насколько серьезной была ситуация.

— Пилот должен рассчитать маневр для захода на посадку,  учесть запас высоты. С отказом двигателя падает скорость, самолет может войти в штопор. И если летчик допустил ошибку в расчетах, она может стать роковой. Времени для раздумий нет. На принятие решения есть только мгновение. Денис хладнокровно принял верное решение. Были предприняты все необходимые меры, чтобы машина не свалилась в штопор, правильно выбрано направление посадки. Об этом сейчас легко говорить. А ведь отказ двигателя – очень серьезный случай. Курсант, не имеющий достаточного летного опыта, вряд ли бы смог посадить машину.

Супруге об этом инциденте Денис рассказал лишь спустя несколько дней. Экстраординарным случай 17 июня 2022 года не считает.

Глядя на этого немногословного человека, понимаешь, что такими и должны быть воздушные асы, доказывающие свой профессионализм не словом, а делом.

Сергей Карпеков