Учиться настоящим образом : [учреждения образования Могилевской области] / подготовила Татьяна Подлипская // Магілёўскія ведамасці. —2023. — 17 студзеня. — С. 6
В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ.
За период 2018-2022 гг. осуществлено строительство 3 школ (в микрорайонах Западный и № 7 г. Бобруйска, микрорайоне Казимировна г. Могилева), 6 детских садов (в микрорайоне Спутник г. Могилева, микрорайоне № 7 и по ул. Днепровской флотилии в г. Бобруйске, г. Славгороде, г. Шилове и агрогородке Добрейка Шкловского района), осуществлена реконструкция с модернизацией ГУО «Ясли-сад аг. Восход» со строительством пристройки.
Учреждения образования области концентрируют внимание на работе по привлечению педагогов в науку, развитию исследовательской и инновационной деятельности, формированию у молодежи навыков работы в научных коллективах. Решению этой задачи способствует работа филиала кафедры педагогики детства и семьи МГУ им. А.А. Кулешова, созданного в 2013 году на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева».
Педагогами дошкольного образования области достигнуты положительные результаты на международном уровне.
С целью развития интеллектуального потенциала детей и подростков в системе общего среднего образования области функционируют 18 гимназий, 3 лицея и лицей МОУВО «Белорусско-Российский университет».
Развитию одаренных и талантливых учащихся способствует их участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Ежегодно практически каждый второй школьник принимает участие в этапах республиканской олимпиады по учебным предметам.
Могилевская область среди лидеров в командном зачете по итогам олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
Неотъемлемым компонентом содержания образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования области является профориентационная работа с учащимися, современное понимание которой заключается в нацеленности на формирование у школьников качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, профессионально мобильными, что позволяет реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Особое место в этом направлении занимают факультативные занятия профориентационной направленности «Основы выбора профессии», «Мое профессиональное будущее», нацеленные на оказание помощи выпускникам в выборе профессии и реализации своих профессиональных планов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека дает толчок развитию информатизации образования.
Для внедрения электронных услуг в практику работы учреждений образования области используются 9 572 компьютера, из них 7 544 — в образовательном процессе, 764 мультимедийные установки и 477 интерактивных досок.
Подключен сервис «Электронный дневник/электронный журнал» в 170 учреждениях общего среднего образования.
В результате проводимой работы необходимо отметить повышение активности участия учащихся в различных международных и республиканских интернет-олимпиадах, онлайн-турнирах.
1Из 22964 учащихся Могилевской области, принявших участие в международном онлайн-конкурсе по информатике и вычислительной логике «Бобер», 5070 отмечены дипломами: 1276 — I степени, 1787 — II степени, 2007 — III степени. Результат участия области в республиканском конкурсе — 5-е место по количеству участников, 1 -е место по результативности.
Для обеспечения права детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и при своевременной коррекционно-педагогической помощи в области создана дифференцированная сеть специальных учреждений образования и интегрированных структур.
В области созданы образовательные кластеры, обеспечивающие преемственность учебных программ, формирование непрерывного образования, ступенчатую подготовку специалистов. С учетом изменения структуры занятости населения пересматриваются соответственно структура и объемы подготовки кадров.
С 2013 года область проводит работу по реструктуризации сети учреждений профессионального образования. В целом за последние 5 лет реорганизовано-технического и среднего специального образования. Кроме того, изменен вид 3 учреждений профессионально-технического образования.
С сентября 2019 года в учреждениях образования для учащихся VIII-XI классов организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» — «Школа Активного Гражданина» — с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон.
Важнейшая роль в воспитании патриота, гражданина своей страны, формировании уважения к культурно-историческому наследию своего народа принадлежит краеведению. Своеобразными центрами патриотического воспитания, духовной культуры, местом, где прививается любовь учащихся к родному краю, стали 193 музея учреждений образования.
Уделяется внимание поисковой работе. В области действуют 15 отрядов и поисковых групп на базе учреждений образования при общественном объединении «Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб «ВИККРУ», которыми ведется активная работа по установлению имен и увековечению памяти погибших защитников Отечества и жертв войны. Организовано шефство более чем над 942 воинскими захоронениями.
В целях развития основ предпринимательской деятельности, предоставления пространства по созданию и продвижению новых идей, поиска полезных связей, инвестиций учащиеся учреждений профессионального образования активно участвуют в стартап-форуме Mogilev Invest Day.
Пристальное внимание в системе дополнительного образования нашей области уделяется художественно-эстетическому направлению. По охвату детей этим видом детского творчества область уверенно занимает в республике первое место.
С каждым годом увеличивается количество коллективов художественного творчества учреждений дополнительного образования детей и молодежи, имеющих почетные звания. Сегодня U2 детским творческим коллективам присвоены звания «образцовый», «заслуженный», «народный».
Развивается детское техническое творчество. Наряду с традиционными объединениями по интересам открываются такие новые направления работы, как «Прототипирование» (обучение учащихся инженерной графике и моделированию 30-деталей), «Системное администрирование» (изучение технологии по созданию и обеспечению оптимальной работоспособности компьютера и программного обеспечения для пользователей), «Архитектурное макетирование» (создание макетов зданий, сооружений (из бумаги, картона, пеноплекса), максимально приближенных к реальным в уменьшенном масштабе).
Ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей и подростков. Большое внимание уделяется организации проектной деятельности с учащимися, педагогами. По реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования детей и молодежи» действует 13 опорных методических площадок в 12 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи» действует 13 опорных методических площадок в 12 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (2 площадки работают на базе Могилевского областного центра творчества). В ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г.Бобруйска» реализуется проект «Социализация детей с особенностями психофизического развития в инклюзивном образовательном пространстве»; в ГУДО «Центр творчества г.п.Глуска» — проект «Чтобы приумножить новое — сохранить доброе старое!»; в ГУО «Горецкий детский центр туризма, краеведения и экскурсий»
— проект «Мост дружбы» по укреплению дружбы между Беларусью и КНР (организация и проведение летнего лагеря для учащихся из КНР); в ГУДО «Кличевский центр дополнительного образования детей и молодежи» — проект «Этнографическая усадьба»; в ГУДО «Центр творчества «Эверест» г.Могилева» — проекты «Образовательный маркетинг как путь к повышению конкурентоспособности учреждения» и «Повышение качества образовательного процесса через внедрение инновационных коучинговых технологий»; в ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Родничок» г.Могилева»
— республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений».
Педагоги нашей области — участники, лауреаты, победители республиканских конкурсов «Арт-вакацыі», «Учитель года», «Компьютер. Образование. Интернет» и других.
Повышению конкурентоспособности дополнительного образования взрослых Могилевщины в мировом образовательном пространстве помогает международное сотрудничество с учреждениями образования России, Казахстана, Узбекистана (за последние 2 года заключено более 50 договоров о сотрудничестве). Представители сторон принимают активное участие в конференциях, стажировках, повышении квалификации.
Подготовила Татьяна ПОДЛИПСКАЯ.