Черта, Д. Искренность и профессионализм — главные качества дирижера : [беседа с художественным руководителем и главным дирижером Заслуженного коллектива Республики Беларусь — оркестра народных инструментов им. народного артиста Беларуси Л. Л. Иванова Д. Чертой] / Денис Черта ; беседовала Елена Воробьева // Веснік Магілёва. — 2023. — 31 мая. — С. 21.
Мы побеседовали с музыкантом о творчестве и людях, которые во многом предопределили его становление как дирижера, о том, что для него значит музыка, и каким образом подбирается репертуар, о состоявшихся и будущих выступлениях оркестра и многом другом.
— Денис Олегович, кто вдохновил вас на профессию дирижера?
— В моей жизни было много учителей, и от всех можно было чему-то научиться. Первым моим учителем по дирижированию и одновременно по оркестровому классу был Александр Анатольевич Шаханин — превосходный музыкант, дирижер, руководитель оркестра и человек! В мои юношеские годы он сумел заложить такие мысли и навыки, которые для меня и по сей день актуальны.
Еще во время моей учебы в музыкальном училище неизгладимое впечатление на меня произвел Леонид Леонидович Иванов, когда оркестр под его управлением приехал к нам в училище с концертом. Именно в тот момент я осознал, что если связывать свою жизнь с музыкой -ей надо служить до последнего вздоха.
А определиться в выборе профессии мне помог мой мудрый учитель Владимир Михайлович Абрамович. Он поверил в меня и взял к себе в класс, парнишку «с улицы», не знающего нотной грамоты и ничего не понимающего в профессиональном музыкальном образовании. Он и направил меня для дальнейшей учебы из моего родного Мозыря в Могилев. Сейчас я бесконечно ему за это благодарен!
Так я поступил в Академию музыки, где моим учителем по классу балалайки был брат Владимира Михайловича — Леонид Михайлович. По классу оркестрового дирижирования я учился у Елены Васильевны Цыганок, которая всегда была рядом и давала нужный совет. Я очень рад, что наши отношения не ограничились только отношениями «учитель-ученик», а со временем переросли в дружеские.
С первых дней обучения в академии меня взяли на работу в оркестр, где я получил неоценимый опыт и практику работы с коллективом. Леонид Леонидович открыл для меня новый удивительный этап оркестровой жизни.
Работа в оркестре, безграничный талант Леонида Леонидовича как руководителя оркестра, его умение зажечь, научить и привить искреннюю любовь к музыке и предопределили мою дальнейшую судьбу как дирижера.
Также хочется отдельно сказать о людях, которые меня сейчас окружают — они поддерживают, вдохновляют на новые свершения, дают советы, верят в меня. Это тоже своего рода учителя, и для меня это очень важно!
— Какие качества необходимы дирижеру?
— Наряду с такими очевидными качествами, как дирижерская техника, образование, опыт, коммуникабельность, это качества продюсера, хозяйственника, идейного вдохновителя, и этот список можно продолжать, наверное, бесконечно… Ну, а сцена — это прежде всего жизнь и искренность. Поэтому главные качества дирижера — это искренняя любовь к своему делу, бесконечные поиски и развитие себя в профессиональном смысле.
— Что для вас самое сложное в работе с оркестром?
— Я бы слегка перефразировал вопрос, озвучив его следующим образом: «Что самое важное в работе с музыкой?»
Музыка — это некий смысл, эмоция, картина, действие, выраженные в звуках. Чтобы она зазвучала, надо вжиться в этот смысл и найти ключ к ней, отыскать то, что композитор закодировал с помощью нот и обозначений между ними. А затем убедить в этом музыкантов оркестра, чтобы все мыслили, словно один человек. В этом и кроется мастерство оркестра!
Конечно же, профессиональный оркестр должен чувствовать себя как рыба в воде в любом музыкальном направлении. Нужно идти в ногу со временем, одновременно основываясь на традициях и истории. Также очень важно всегда поддерживать профессиональный уровень. И что бы ты ни делал, если это искренне и профессионально, ты всегда найдешь своего зрителя.
— Какие требования вы обычно предъявляете к репертуару? Как он подбирается?
— Можно ориентироваться на молодежь, среднее, старшее поколение. Можно делать некий микс, чтобы каждый в концерте находил что-то свое. Был случай, когда после одного концерта, ориентированного на старшее поколение, я увидел изумленную молодежь и горящие от полученных впечатлений глаза у людей среднего возраста. Абсолютно все поколения были тронуты талантливым человеком с потрясающими энергетикой и харизмой, профессионалом своего дела. Это говорит о том, что основное значение имеет не столько репертуар, сколько его подача. Ну, а я выбираю то, что меня трогает, интригует, задевает, увлекает.
— Кого из великих музыкантов современности вы выделяете в столь многогранном мире музыки?
— В мире существовало и существует множество великих музыкантов. О некоторых мы узнаем из книг, некоторых слушаем на видеозаписях, но самые яркие впечатления происходят на концерте: именно в момент звучания оркестра, в момент единения дирижера, музыки, исполнителей, публики. Такое впечатление у меня сложилось на концерте камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Когда я впервые услышал оркестр вживую, меня переполняли эмоции, которых я не ощущал никогда. После этого я пересмотрел, наверное, все его интервью, многие концерты и репетиции. Это великий музыкант и человек!
— Какие выступления оркестра стали для вас самыми запоминающимися?
— Отвечая на этот вопрос, можно говорить о солистах мирового уровня, о гастрольных поездках, о многотысячных площадках — в истории оркестра это все было и есть, и это незабываемо и неповторимо, и каждое выступление оркестра для меня важно!
Но не менее запоминающиеся концерты проходят, например, в общеобразовательных школах Могилева. В нашем репертуаре есть специальная программа для детей. И когда после выступления подходит маленькая девочка, обнимает за ногу и говорит: «Большое вам спасибо!», — такое запоминается на всю жизнь. Именно в такие моменты понимаешь важность и нужность того, чем ты занимаешься!
Любой концерт — это новая ступенька роста для нашего коллектива. Новые программы, новые солисты, разные дирижеры — это неоценимый опыт для каждого из нас! Порой я придирчив к музыкантам оркестра, но они все просто огромные молодцы! Мы все понимаем, что за высоким результатом стоят огромный труд и самодисциплина. Я стремлюсь работать с единомышленниками и абсолютно уверен, что мои коллеги чувствуют и знают — я их люблю и очень уважаю! А еще хочется поблагодарить не только оркестр, но и руководство, и всю команду филармонии — за то, что доверяют и помогают. Для зрителя любой концерт — это праздник, а для работников филармонии — огромный труд в организации праздника!
— Недавно с большим успехом прошел концерт оркестра и Марио Стефано Пьетродарки. Как готовились, какие впечатления и эмоции получили музыканты?
— Концерт с гениальным музыкантом нашего времени послужил для каждого из нас высочайшим уроком в профессиональном и эмоциональном росте. Нам пришлось очень много работать, чтобы соответствовать стилистике исполняемых произведений и уровню исполнения Марио. Я предварительно смотрел видеозаписи его выступлений, пытался понять его ход мысли и трактовки… Конечно, кое-что он корректировал на репетициях. Марио Пьетродарки открыл для меня и для музыкантов оркестра очень глубокое понимание музыки.
— В каких музыкальных мероприятиях оркестр будет принимать участие в ближайшее время?
— Москва — XX Всероссийский фестиваль современной музыки в Российской академии имени Гнесиных, фестивали «Александрия собирает друзей» — с солистом из Москвы Максимом Щербицким, «Славянский базар в Витебске» — с Аленой Петровской (Санкт-Петербург). Это те, на которые уже подписаны контракты. А остальные пока на стадии согласования, но тоже очень интересные.
Беседовала Елена ВОРОБЬЕВА