Застолбить дорогу в будущее

Кисляк, О. Застолбить дорогу в будущее : темп роста экспорта в первом полугодии — 452 процента: Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова законтрактован на первый квартал 2024-го / Ольга Кисляк // Рэспубліка. — 2023. — 21 ліпеня. — С. 1, 4. 

Развитие промышленного сектора должно основываться на социальной защищенности людей. Такое мнение во время вчерашнего посещения филиала ОАО «БелАЗ» — Могилевского автомобильного завода имени С. М. Кирова озвучил помощник Президента — инспектор по Могилевской области Лео­нид Мартынюк.

Помощник Президента — инспектор по Могилевской области Леонид Мартынюк (слева) во время посещения Могилевского автомобильного завода имени С. М. Кирова.

Движение вперед

— На этом предприятии хороший социальный пакет, руководство МоАЗа, профком ярко проявляют заботу о коллективе. Поэтому люди работают с полной отдачей, что выливается в хорошие экономические показатели, стабильность кадрового состава, — подчеркнул помощник Президента. — Здесь есть трудовые династии, общий стаж которых насчитывает сотни лет. И эта демографическая цепочка — не просто хорошая традиция, а основа, на которой завод держится. Он демонстрирует положительную динамику по росту объемов выпускаемой продукции, увеличению экспорта, поиску новых рынков сбыта.

Продукция МоАЗ — это самосвалы повышенной проходимости, техника дорожно-строительная и для подземных работ, наиболее востребованная в горнодобывающей промышленности. Выпускают здесь и детали для железнодорожного подвижного состава.

Всего в 2023-м предприятие произвело продукции на сумму более 98 миллионов рублей. Темп роста по сравнению к прошлому году составил почти 133 процента.

— Работа в санкционном режиме накладывает определенный отпечаток, заставляет больше шевелиться, искать новые рынки сбыта. Нас санкции не испугали, напротив, они нам на руку: после того как из России ушли европейские конкуренты, мы расширили рынок поставок, — уточняет директор Могилевского автозавода имени Кирова Александр Монич.  На российском рынке востребованы наши шахтные самосвалы грузоподъемностью от 15 до 50 тонн, подъемно-доставочные машины — семитонники, шестнадцатитонники. Стратегические заказчики предприятия — «Уральская горно-металлургическая компания» и «Норильский никель», к которым ныне присоединилось акционерное общество «Апатит» из Череповца. Заказов у нас немало, мы законтрактованы уже на первый квартал 2024 года и продолжаем их заключать.

Объем экспорта предприятия за первое полугодие 2023-го составил около 4 миллионов долларов, темп роста в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — 452 процента. География экспорта, помимо России, — Казахстан, Азербайджан. МоАЗ не только наращивает объемы производства, но и готов представить рынку новые инновационные разработки.

Инновации и модернизация

Леонид Мартынюк посетил два главных цеха предприятия: сборки машин и изготовления железнодорожных узлов. Оба развиваются динамично. Еще недавно цех железнодорожных узлов работал в одну смену, и то неполную, сегодня — в режиме нон-стоп в две смены: его продукция востребована белорусскими вагоностроителями.

— Заказчиков устраивает ее качество, а мы в этом смысле гибкие — изготавливаем товар с учетом запросов потребителя, при необходимости конструкторы вносят нужные доработки, усовершенствуют технику, — уточняет директор МоАЗа. — Есть у нас перспективный инвестпроект, который планируем реализовать до 2030 года. Речь о модернизации литейного и механосборочного цехов. Литейное оборудование используется с 2006-го, пришла пора его обновить. Усовершенствуем парк техники, увеличим объемы производства, введем в эксплуатацию покрасочный комплекс. Своим людям не устаю повторять: нужно максимально мобилизоваться, чтобы не подвести заказчиков, обеспечить себя работой на перспективу и, соответственно, достойной зарплатой.

С заботой о людях

Что людям здесь комфортно, говорит тот факт, что на предприятии немало трудовых династий. Наталья Куцеполенко — инженер-конструктор, а ее прадед Василий Тетерлюков пришел на завод еще до войны — кузнецом. Следом подтянулись три его дочери и сын. Сегодня на МоАЗе — шесть человек из этой семьи.

Большое внимание уделяют и молодым кадрам. Есть институт наставничества, за каждым закрепляют опытного специалиста, который ежедневно курирует работу подопечного. Через месяц после трудоустройства, как в большой семье, за одним столом собираются начальники цехов, работники профкома, администрация, интересуются, есть ли у молодых коллег проблемы или пожелания. К слову, закрепляемость молодежи на предприятии — 62 процента. Большинство покинувших завод прельстились не другой работой — они проходят службу в армии. Чтобы, отдав долг Родине, они вернулись, на заводе придумали стимул: выплачивают каждому матпомощь в размере 870 рублей.

Есть и другие фишки. Недавно организовали акцию «Приведи с собой друга». Любой работник предприятия может пригласить сюда своего приятеля или родственника. Если тот закрепится, того, кто его рекомендовал, тоже премируют — 350 рублями.

— Нам нужны молодые кадры, особенно в механообрабатывающий и литейный цеха, потому мы в этом году пошли на эксперимент: пригласили на практику десять учащихся техникумов и колледжей, чтобы те в процессе обучения получили разряд. А то бывает, что приходят образованные ребята, но не знают, с какой стороны к станку подойти, — говорит заместитель директора МоАЗ по идеологии и социальному развитию Василий Белозоров.  В итоге трое третьекурсников Могилевского машиностроительного колледжа, отлично себя проявивших, с практики вернулись станочниками второго разряда. Все они — Влад Павленков, Владимир Куцков и Антон Якубов в этом году придут к нам в штат. В поисках нужных кадров наши сотрудники ездят и по вузам, когда там идет распределение, агитируют выпускников. В 2022-м мы приняли 53 молодых специалистов, примерно столько же ждем в нынешнем. Жилье для них уже подготовили — сделали ремонт в общежитии.

kislyak@sb.by