Жакулина, А. Про «Светлые души» / Анастасия Жакулина ; беседовала Татьяна Хорошилова // СБ. Беларусь сегодня. — 2023. — 27 октября. — С. I, VIII. — (Прил.: Союз. Беларусь-Россия).
Мультфильм «Светлые души» россиянки Анастасии Жакулиной удостоен Гран-при XXVI Международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка» в Могилеве. В форуме участвовало 188 фильмов из 30 стран мира. В основном конкурсе соревновалось 60 мультфильмов.
Мультфильм «Светлые души» создан по раннему рассказу Василия Шукшина.
Найти обладательницу «Большого хрустального карандаша» оказалось непросто. Но вот в телефоне раздался молодой голос из саратовской деревни: «Я слушаю!»
— Настя, ваш мультфильм по раннему рассказу Василия Шукшина удостоен престижной награды. Как вы получили приглашение на фестиваль?
— Фильм на фестиваль отправила студия. Я очень рада, что он участвовал и его оценили.
— Если пригласят на минский «Лiстапад» в ноябре, поедете?
— С удовольствием.
— Мультфильм лаконичный. Рассказ — ясный, простой. Почему выбрали Шукшина?
— Я вообще очень люблю творчество Василия Макаровича. В тот период я была в деревне и запоем читала его рассказы. «Светлые души» тогда очень откликнулись мне по настроению. Этот юмор, который есть в рассказе, эти зрелые чувства, которые показаны через бытовые сцены, диалоги. Мне он очень близок. Это прямо про меня.
— Над мультфильмом работали в деревне?
— Нет, я работала в Москве на студии «Шар».
— Это не первая победа «Светлых душ» в этом году. На международном авторитетном «Суздальфесте-23» мультфильм удостоен Гран-при. Удачная фестивальная судьба у другого вашего прекрасного фильма «Дылда» школы-студии «Шар». На «Суздальфесте-21» он удостоен награды за «Лучший детский фильм». «Дылда» — история принцессы, которую из-за высокого роста не брали замуж, но она все равно находит свое счастье.
— Да, «Дылда» немного попутешествовала, это радостно для меня. Сейчас фильм уже есть в сети.
На «Суздальфесте-23» «Светлые души» также удостоены Гран-при.
— А что дают фестивали и награды?
— В первую очередь если фильм «ходит» по фестивалям, то его видит большое количество зрителей, а это же здорово, кино смотрят! Приятно, когда твоя работа оценивается, когда фильм нравится и коллегам, и зрителям, это дает положительный импульс. Но нельзя зависеть только от этого, оценят или не оценят, заметят или нет. Так же как и оценки критиков не должны влиять на режиссера. Все-таки смысл творчества не в этом.
— А в чем?
— Оценки критиков не должны влиять на режиссера, иначе можно потерять самого себя.
— «Дылда» в интернете есть, а «Светлых душ» нет пока?
— Обычно фильм выкладывают года через два после того, как его подают на разные фестивали.
— Кто ваша команда?
— У меня замечательная команда: композитор София Петкевич, звукорежиссер Елена Николаева, оператор Игорь Кидан-Босин, продюсеры Ольга Грановская, Женя Бабина, голос Ени — Вероника Федорова, голос Миши — Михаил Жакулин.
— Как вы нашли композитора Софию Петкевич, которая написала музыку для «Дылды»? Я знаю, что она из творческой семьи — ее мама знаменитый белорусский мультипликатор, лауреат премии Союзного государства за 2019 — 2020 годы в области литературы и искусства за серию мультфильмов «Сказки старого пианино».
— Долго искала, мне очень повезло, что мы познакомились с Софией, работать с ней комфортно. Она чувствует, что мне нужно, и добавляет свое.
— Ваши фильмы «Светлые души» и «Ссылка» о встрече Пушкина с Резо Габриадзе будут участвовать в Большом фестивале мультфильмов, который 27 октября откроется в Москве. Сейчас над чем работаете, если не секрет?
— Пусть это пока останется в тайне. Работа идет тяжело, и мне не очень хотелось бы об этом много говорить.
— Когда вы начали рисовать?
— Я начала рисовать с детства, как и многие. Мне всегда было интересно придумывать каких-то чудиков.
— После окончания Саратовского художественного училища, отделения дизайна, вы окончили художественное отделение ВГИКа в 2009 году. Во ВГИКе было интересно учиться?
— Да, конечно, студенческие годы были незабываемые, у меня классные одногруппники, мы и сейчас с ними встречаемся. Во время учебы у нас были очень интересные практики, ездили в Ялту и Коломну, творили, играли.
— Каким было детство?
— Счастливым!
— А у вас сколько детей?
— Двое. Лиза и Слава.
— Рисуют?
— Да, и у них классно получается. Сами снимают мультфильмы.
— Как вас пригласили участвовать в грандиозном проекте «Колыбельные мира», в сборнике анимационных фильмов, основанных на колыбельных разных народов? Каждая колыбельная, а их около 60, исполняется на родном языке. При просмотре фильма у ребенка возникает ощущение, что его убаюкивает мама.
— На третьем курсе ВГИКа я познакомилась с руководителем проекта Лизой Скворцовой. Это был мой первый опыт работы в производстве. Лиза очень классная, и с ней работать одно удовольствие.
— На «Колыбельных» вы работали как художник. Когда стали режиссером-мультипликатором?
— Первый мой фильм как режиссера — «Бабочки», 2012 год.
— Почему у вас произошло изменение стиля: красочная анимация стала черно-белой?
— Не знаю, произошло ли изменение стиля, я просто рисую для каждого нового фильма как чувствую.
— У вас легкие фильмы. Как приходит вдохновение?
— Это всегда по-разному. После интересных встреч, выставок, книг, просмотра художественных фильмов, прогулок, сна… Да много чего!
— Кумиры есть?
— Не уверена, что это кумиры, мне многие фильмы и творчество режиссеров нравятся. Наверное, в первую очередь это Федор Савельевич Хитрук. Но меня многие вдохновляют, ранний Дисней, Хаяо Миядзаки, загребская анимация, Татарский, Норштейн, Геллер, Тим Бертон… Да можно бесконечно перечислять.
— Вы предпочитаете развлекать или учить зрителя?
— Мне интересно разговаривать со зрителем.
Татьяна Хорошилова