Наша главная цель — развивать и улучшать

Башаримов, А. Наша главная цель — развивать и улучшать / Александр Башаримов ; беседовали Елена Долова, Диана Вопсева // Веснік Магілёва. — 2023. — 20 сентября. — С. 13.

Совместное закрытое акционерное общество «Могилевский вагоностроительный завод» продолжает устанавливать высокие стандарты в отрасли и уверенно занимает лидирующую позицию в производстве грузового подвижного железнодорожного состава в Беларуси. О планах и перспективах коллектива накануне профессионального праздника поговорили с директором Александром Башаримовым.

— Александр Иванович, поделитесь, с каким настроением и какими результатами коллектив завода подходит ко Дню машиностроителя?

— 2022-й год был продуктивным для предприятия: по результатам социально-экономического развития города нас признали лучшими в своей категории и передали нам Почетное знамя — коллектив гордится этой наградой. А за 8 месяцев текущего года мы уже сделали больше, чем за весь прошлый год. На данный момент объем производства составил 227,8% по отношению к ушедшему году. Соответственно, выросла и заработная плата. Если для примера брать цифры в области машиностроения, то зарплата на нашем заводе — одна из самых высоких в Могилеве. Она выросла на 28,2% по сравнению с предыдущим годом и по данным за 8 месяцев в среднем составила 2250 руб. Также вырос показатель прибыли. Таким образом, у нас появились деньги на инвестиции, а это возможность за счет собственных средств развивать производство.

— Планирование — важная часть в работе завода. Есть ли заказы на ближайшую перспективу?

— У нас сформирован хороший портфель заказов, которыми мы полностью обеспечены до конца 2023 года. Одновременно формируется портфель на 2024 год, то есть в новый год мы идем с уверенностью. Будем работать с компанией «Беларуськалий», в ближайшее время ожидаем предложения от Белорусской железной дороги. Если говорить об экспорте, то наш основной партнер — Российская Федерация, мы продолжим и это сотрудничество. Сейчас идут переговоры о поставке в адрес одной крупной компании партии в 1000 вагонов. Планируем работать с компанией г. Ижевска — не так давно представители заинтересованной организации посетили наше предприятие.

Если брать цифры этого года, то около 25% продукции мы произвели на экспорт, хотя создавались как предприятие, которое обеспечивает подвижным составом, в первую очередь, Беларусь. Наши мощности позволяют производить больше. В целом работаем со всеми странами СНГ — сотрудничество налажено со многими регионами России, с Узбекистаном, Азербайджаном, Грузией. Велика вероятность, что скоро наши вагоны будут курсировать в Казахстане.

— В связи с этим возникает вопрос: повлияли ли как-то санкции на работу завода?

— Они скорее дали дополнительный толчок к развитию. У нас появилось больше заказчиков, завод стал тверже стоять на ногах. А так как в части комплектующих мы и раньше не зависели от Европы или США, санкционная политика сыграла только в плюс.

— Вы возглавили предприятие в феврале, но до этого были хорошо знакомы коллективу по площадке Могилевского автомобильного завода, где прошли все ступени до должности главного инженера. Какие задачи сегодня ставите перед собой и коллективом?

— Самое главное — видеть цель и знать, как к ней идти. А моя цель — это развитие Общества, производство большего числа востребованных позиций и в ближайшей перспективе — выход на 3000 вагонов, то есть плюс 500 вагонов в год к плану. Соответственно, необходимо развивать номенклатуру. Завод фокусируется на расширении модельного ряда вагонов и повышении их грузоподъемности. Основная задача — увеличение грузоподъемности до 25 тонн на ось, что позволит увеличить перевозочную способность поездов в среднем на 300 тонн. Кроме того, завод активно работает над улучшением дизайна вагонов. Эстетичная каплевиднообразная форма кузова в сочетании с оптимальной конструкцией повышает их функциональность и производительность. Также значительно увеличился срок службы вагонов — от 22 до 32 лет — благодаря использованию высококачественных материалов и передовых технологий.

Работаем над тем, чтобы в 2024 году вывести на рынок две новые модели грузовых вагонов на инновационной ходовой части, а именно тележке тип 3 ГОСТ 9246-2013 модели 18-9855 с нагрузкой на ось 25 тс производства АО «НПК «ОВК», в которых есть потребность на рынке. Между нашим заводом и научно-производственной корпорацией «Объединенная вагонная корпорация» налажены долгосрочные отношения на право сборки и подкатки тележки под вновь проектируемые модели грузовых вагонов.

Уже разработан комплект конструкторской документации на полувагон четырехосный универсальный модели 12-9954, который положительно прошел весь комплекс прочностных и ресурсных расчетов. В настоящее время начато изготовление двух опытных образцов полувагона с целью проведения приемочных, сертификационных и ресурсных испытаний. Эта модель полувагона способна везти на 5,5 тонны больше, чем серийно выпускаемый на предприятии полувагон модели 12-9763-01 и его аналоги на пространстве 1520 мм с ходовой частью 23,5 тс. Если в составе грузового поезда будет 60 подобных вагонов, то преимущество у собственников полувагона будет ощутимым. Также немаловажен увеличенный в 2,7 раза календарный межремонтный пробег полувагона, что позволит собственникам полувагонов снизить затраты на обслуживание и ремонт.

Завершить работы по постановке на производство и перейти к серийному выпуску полувагона модели 12-9954 наше Общество планирует в начале второго полугодия 2024 года.

Второй разрабатываемой моделью стал вагон-хоппер модели 19-6725 для перевозки зерна и других пищевых грузов. На эту модель разработано, согласовано с заказчиком и утверждено техническое задание. Специалистами нашего Общества в настоящее время разрабатывается 3d-модель вагона-хоппера. Планируется вывести на рынок вагон с грузоподъемностью 77 тонн и объемом кузова 112 м3, что позволит рационально перевозить наибольшую номенклатуру пищевых грузов. К концу 2024 года планируем завершить работы по постановке на производство и получить сертификат соответствия на эту модель вагона-хоппера.

— Задачи максимально амбициозные. Это значит, что ставку делаете на опытных сотрудников? Как работаете с молодыми кадрами?

— Ставка на тех людей, которые готовы работать в команде и нацелены на высокий результат. Логичным итогом этого станет повышение уровня их благосостояния и жизни в целом. Мы одинаково ценим как работников со стажем, так и молодежь, которая ежегодно пополняет наши ряды.

К слову, недавно состоялась наша традиционная встреча с молодыми специалистами. Пообщались с ребятами, рассказали о предприятии, о коллективе, о задачах, вручили небольшие брендированные подарки. Я побеседовал с каждым лично. На мой взгляд, наши молодые специалисты чувствуют заботу. Мы максимально стараемся помочь новым работникам в адаптации, в устройстве их быта, предоставляем иногородним общежитие.

Молодежь вовлекаем в общественную жизнь. Например, сейчас ребята готовятся к спартакиаде «БЕЛАЗа», для них уже пошили брендированную спортивную форму, чтобы они с гордостью представляли свой завод.

Не забываем и о потенциальных работниках, которые в будущем могут стать частью нашей команды, закончив учреждения образования. Активно сотрудничаем с нашими колледжами: машиностроительным и политехническим. Заключаем с ними договоры о взаимодействии. В этом году уже есть договоренности на оплачиваемую практику. Чтобы те ребята, которые хорошо себя зарекомендуют, заработали у нас первые деньги, увидели, что завод твердо стоит на ногах.

Сегодня люди труда — в большом почете, но в связи с ростом производства их не хватает. Поэтому со своей стороны мы делаем и будем делать все возможное и зависящее от нас, чтобы те могилевчане, которые учатся в учреждениях образования, оставались в родном городе и приходили к нам на работу.

— Не секрет, что на атмосферу в коллективе значительно влияет и настроение руководителя. С чего начинается ваш день на заводе?

— Каждое мое утро начинается с производства. В первую очередь, я прихожу в цех, встречаюсь с заводчанами, которые собираются на пятиминутку перед началом рабочей смены. Мы обсуждаем результаты вчерашнего дня и обозначаем задачи на нынешний. Стараюсь пообщаться с рабочими лично, чтобы все их текущие вопросы были оперативно решены. Приветствую их инициативу обсудить вопросы сообща. Уверен, что вместе мы сможем все!