Идеальный лифт: следуя мировым тенденциям

Льдова, Е. Идеальный лифт: следуя мировым тенденциям / Екатерина Льдова // Веснік Магілёва. — 2023. — 20 сентября. — С. 11.

Могилев 2023 года невозможно представить без многоэтажных зданий. Быстро перемещаться по ним помогают лифты, произведенные в ОАО «Могилевлифтмаш». Если в начале ХХ века даже обычная кабина лифта воспринималась людьми как чудо техники, то сегодня нас сложно удивить даже роскошными панорамными подъемниками, превращающими поездку в увлекательное путешествие. Зато удивляет то, что любой лифт, от первого до последнего винтика, производится в Могилеве.

Пассажиры видят только часть лифта, но это лишь вершина айсберга. Невидимая часть представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, функционирующих по четкому алгоритму. Сегодня ОАО «Могилевлифтмаш» — это холдинг, включающий производителей всех основных компонентов будущей продукции: «Могилевлифтмаш», «Зенит», «Электродвигатель» (Могилев), «Ветразь» (Витебская область).

Гонки по вертикали

«Могилевлифтмаш» выпускает более 180 моделей лифтов, среди которых есть и скоростные. Сегодня это направление особенно актуально.

— Такие лифты обладают грузоподъемностью до 2 тонн и перемещаются со скоростью 2,5 метра в секунду, — поясняют в научно-техническом центре предприятия. — Для нас это первые модели высокоскоростных лифтов повышенной этажности. Они уже пользуются заметным спросом.

Модельный ряд лифтов, производимых в Могилеве, постоянно совершенствуется, в том числе при помощи новых дизайн-проектов. Технология ультрафиолетовой печати — один из инструментов дизайнеров «Могилевлифтмаша», дающий возможность наносить рисунки на элементы кабины лифта и дверей шахты.

Немногие знают, что из Могилева в разные города и страны отправляют не только пассажирские лифты, но и эскалаторы, и траволаторы. Так что во многих торговых центрах вы с комфортом поднимаетесь на этажи именно благодаря продукции «Могилевлифтмаша». К слову, первые девять траволаторов могилевского производства работают на новой — третьей ветке минского метро.

Еще одно перспективное направление деятельности лифтового гиганта — выпуск парковочных систем лифтового и роторного типа. На предприятии уже разработаны парковки 6 различных моделей, которые вмещают от 2 до 50 автомобилей. В этой системе автомобили находятся на поддоне в системе кругового оборота. В этой карусели автомобиль поднимается вверх как на маленьком колесе обозрения.

В чем «фишка»? На обычной площадке, где раньше размещались две машины, теперь одновременно располагаются 12 авто! Возникает вопрос: сколько автовладелец будет ждать, пока это колесо прокрутится и автомобиль будет стоять у его ног? Максимум две с половиной минуты! Универсальность таких парковок позволяет размещать на них даже габаритные внедорожники.

— В настоящее время в Могилеве три роторных или, как их еще называют, карусельных парковки на 12 автомобилей каждая не просто установлены, а функционируют: одна — на проспекте Мира, вторая — на улице Королева. Еще одна парковка в Могилеве установлена в центре города на улице Миронова.

С нехваткой парковочных мест столкнулся и БЕЛАЗ, куда уже поставлено две роторных парковки на 12 автомобилей каждая, и до конца года по контракту планируется отгрузка еще одной роторной парковки на 10 автомобилей класса SUV.

Также могилевский производитель предлагает заказчикам двухместные зависимые парковки, независимые трехъярусные подземные парковки и лифтовые парковки, позволяющие разместить до 50 автомобилей.

— Надо признать, что у нас люди еще с опаской смотрят на автоматизированные парковочные системы. Но это вопрос времени, — отмечают на предприятии. — Ведь раньше и к лифтам относились так же. Наши парковочные системы — это надежное, удобное и уже проверенное оборудование.

Всегда в «Зените»

Холдинг «Могилевлифтмаш» — это не только производство лифтов и парковок. В перечень выпускаемой и востребованной продукции входят светодиодные фары и светодиодные светильники. Сегодня улицы и фасады зданий Могилева и других городов освещают светильники, выпущенные на предприятии холдинга ОАО «Могилевлифтмаш» — ОАО «Зенит».

«Зенит» сегодня — это крупнейший производитель оборудования для лифтов и светодиодной продукции различного назначения в странах СНГ. Полный производственный цикл, собственные разработки, современные подходы и уникальное оборудование позволяют производить востребованную и конкурентоспособную продукцию как для внутреннего, так и для зарубежных рынков.

— Для предприятий лифтостроения у нас ежедневно производится более 50 устройств управления лифтом и больше тысячи разнообразных узлов и деталей, — говорит заместитель главного инженера по подготовке производства Алексей Чех. — Еще одно важное и передовое оборудование, которое производит коллектив «Зенита», — энергосберегающая светодиодная продукция. Светодиодные лампы общего и специального назначения, светодиодные светильники уличного и промышленного назначения, подсветки зданий, пешеходных переходов, освещения железнодорожных перронов — в активе завода более 70 модификаций такой продукции. Главное отличие этой техники — передовые технические характеристики.

Уникальное направление выпускаемой в Могилеве светодиодной продукции — разработка и производство светодиодных фар и фонарей для тяжелых условий эксплуатации. Сегодня светодиодную продукцию ОАО «Зенит» можно встретить на самосвалах, тракторах, комбайнах, бульдозерах, погрузчиках, буровых станках, экскаваторах и других машинах. «Зенит» комплектует своей светотехникой продукцию БЕЛАЗа, горнодобывающую технику МоАЗа, комбайны «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша», тракторы МТЗ и многое другое.

С появлением в мире коронавируса как никогда остро встал вопрос сохранения здоровья людей. В ОАО «Зенит» разработали и внедрили в производство систему дезинфекции кабины лифта. Дезинфекция лифтовой кабины проводится ультрафиолетовым излучением и позволяет уничтожать вирусы, бактерии, грибки, мутации патогенных микроорганизмов.

Вечный электродвигатель

Ни один лифт не может обойтись без электродвигателей. И их также изготавливают в холдинге «Могилевлифтмаш», у которого есть собственное производство электродвигателей. Оно включает в себя как общепромышленные двигатели, так и двигатели специального назначения: для атомных станций, тяговые двигатели для электротранспорта, электродвигатели привода дверей кабины и дверей шахты лифта.

А уникальная разработка предприятия — асинхронный тяговый электродвигатель — победила в конкурсе «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь-2022» в своей номинации. Это импортозамещающая продукция, которая востребована как в собственном производстве, так и при выпуске электрического транспорта. Могилевские электродвигатели стоят в троллейбусах № 16, курсирующих по областному центру.

Как пояснил главный конструктор по электродвигателям ОАО «Могилевлифтмаш» Алексей Чайко, асинхронные двигатели выпускаются в базовом общепромышленном исполнении, а также в многочисленных модификациях. Такая продукция пользуется повышенным спросом в нефтегазовой отрасли, станкостроении, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельхозмашиностроении. Двигатели используются для производства насосов, компрессоров, вентиляторов, подъемно-транспортного оборудования, деревообрабатывающего оборудования, химических производств в среде агрессивных газов и паров.

Однако рядовые граждане и там могут найти нужную для себя продукцию: это деревообрабатывающие машины, сельскохозяйственные лебедки, измельчители кормов, соковыжималки «Журавинка»… Список можно продолжать, ведь производство не стоит на месте.