Соловьева, Л. Город развивается — надо соответствовать / Любовь Соловьева // СБ. Беларусь сегодня. — 2023. — 22 ноября. — С. 8.
Водитель с 22‑летним стажем Али-Заде Тофик Амирулла Оглы на новом троллейбусном маршруте № 16 в Могилеве.
Маршрут решил проблему
— Пассажиропоток у нас стабильно высокий — в среднем в месяц перевозим более двух миллионов человек. Поэтому, как бы заботливо ни эксплуатировали имеющуюся технику, из 107 единиц почти 70 процентов износились, — рассказывает директор троллейбусного парка № 1 Сергей Монастыренко. — Новое всегда хорошо. За последние годы получили шесть троллейбусов с автономным ходом и три электробуса. Планируем и дальше двигаться в этом направлении, рассчитываем на новую партию в 2024 году.
Электробусы и троллейбусы с автономным ходом, по словам Сергея Владимировича, представляют собой новое поколение техники:
— Преимущество для пассажиров — в удобном салоне, современной вентиляции и отоплении, а для водителей — в эргономике управления. Отдельно скажу про надежность новой техники: нет случаев обрыва линий — нет простоев. Выгоден транспорт еще и потому, что отпала необходимость строить контактные сети. Впрочем, экономию дает каждая отдельная машина: троллейбус расходует 1,7 кВт.ч на один километр пробега, в то время как машина с автономным ходом — 1,4.
Еще один весомый плюс обновления парка в том, что «отвязанные» от линии троллейбусы позволяют расширять транспортную сеть. Летом парк запустил новый маршрут № 16 в густонаселенную Казимировку, которая продолжает активно застраиваться.
— «Шестнадцатка» стала настоящим подарком, поскольку связала микрорайон не только с центром города, но и с железнодорожным вокзалом, — говорит могилевчанка Лидия Самсоненко. — Живу в частном секторе между Казимировкой и Спутником. Раньше покупала проездной на автобус и троллейбус, на работу, что в другом конце города, добиралась на двух видах транспорта. Сейчас покупаю только на троллейбус — экономия. Намного удобнее ехать и до ж/д вокзала. Раньше прямые рейсы курсировали только в часы пик утром и вечером, днем — идешь на маршрутку. Троллейбус № 16 решил проблему.
— За новый маршрут получили много благодарностей от могилевчан, — говорит Сергей Монастыренко. — Выручка тоже превзошла ожидания. В перспективе есть задумка пустить троллейбусы в агрогородок Буйничи, по строящейся трассе-дублере, а также связать маршрутной сетью микрорайоны Фатина и Юбилейный. Город развивается, надо ему соответствовать.
Современный комфорт
В прошлом году Тофик награжден почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций, в этом — красуется на доске почета ОАО «Могилевоблавтотранс». Есть в арсенале и значок «За работу без аварий» первой степени, который вручают за восемь лет безопасного вождения. Водитель, который стажировал четверть всех работников парка, рассуждает:
— Движение на дорогах ускоряется, техники все больше, повсеместно ремонтируются дороги, что требует от профессионала настоящей выдержки. Плюс мы работаем с людьми, а это ответственность. Я люблю свою работу. Мне нравится чувствовать пульс города, встречать рассветы в пути. Вижу, как преображается Могилев, дороги, остановочные пункты. И наш парк не отстает — на службу приходят новая техника, современные навигационные технологии.
Создавать настроение
Елена Васильева.
— Я была кондуктором нашего парка, — рассказывает Елена, — пять лет назад решила переучиться и сесть за руль. Чувствовать себя уверенно на дороге помогает многолетний опыт в картинге и врожденная решительность.
Васильева рада:
— Люди очень ждали троллейбусного сообщения в Казимировке, первое время снимали видео, выкладывали в соцсети. Видела и себя, и других водителей — звезды. Меня это не смущало, я люблю внимание, как и создавать настроение. Например, в новогоднюю ночь развозила пассажиров в костюме Снегурочки. Преимущество новых машин оценила сразу — современные, комфортные, удобные, не так устаю за день.
Супруг Елены тоже водитель троллейбуса. Павел говорит, трудиться вместе несложно, когда график совпадает:
ЦИФРЫ
За январь — сентябрь троллейбусный парк № 1 Могилева перевез 20 миллионов пассажиров, к концу года ожидают цифру 30 миллионов человек. Троллейбусная маршрутная сеть в облцентре составляет около 219 километров. Также имеется 102 километра контактных сетей.
ЭКСПЕРИМЕНТ