Бондарчик, В. Влюбленные в Днепр / Виктория Бондарчик // Беларускі час. — 2024. — 5 ліпеня. — С. 17.
Парадную форму капитан теплохода «Могилев» Алексей Смирнов надевает исключительно по торжественным поводам. Первое воскресенье июля — день тех, кто связал жизнь с флотом, — как раз тот случай. В тандеме с помощником Дмитрием Романовым капитан выполняет стратегически важную для экономики страны задачу — развивает туризм. Проще говоря, речники дарят людям радость и яркие эмоции.
Несмотря на то, что выхода к морю у республики нет, флотилии судов постоянно пересекают ее от края до края по рекам и каналам. Отрасль небольшая, но уникальная: белорусские водники сами проектируют, строят и эксплуатируют суда.
— Виновников профессионального праздника в стране всего около трех тысяч, но, несмотря на небольшую численность, многие из нас достаточно универсальны, — признается капитан-механик Алексей Смирнов. — Сам вожу теплоход, сам, если надо, что-то чиню. Нас многому учили в командной школе при Гомельском колледже речного флота.
Когда-то отец Смирнова — Геннадий Николаевич возглавлял речной порт в Могилеве. До этого водил пассажирские и грузовые суда на Урале, позже в Беларуси. Бывалый «речной волк» и с уходом на заслуженный отдых не отошел от дел: рабочие моменты с сыном обсуждает регулярно, делится опытом, дает ценные советы.
— Видимо, на флоте бывших не бывает, — улыбается Смирнов-младший. — И пусть сейчас Могилевский порт закрыт и коллектив сотрудников заметно поредел, однако истинные речники — все еще в строю. Наша профессия для избранных — по-настоящему влюбленных в воду людей.
Речной маршрут
Днепр в Могилеве, пожалуй, главная достопримечательность. Через реку в городе проходят несколько мостов. Интересен самый старый -Днепровский, соединяющий центр с Заднепровьем. Кстати, после реконструкции в 2016 году на мосту установили бронзовых львов, которые стали визитной карточкой областного центра.
— Вид на Могилев с нашего одноименного теплохода — завораживающее зрелище, — уверяет капитан. — Пассажиры не раз признавались, что с реки замечаешь те ракурсы, которые на суше не рассмотреть. Прибрежными красотами восторгаются и зарубежные гости. Мы часто работаем на экскурсионных маршрутах для россиян, немцев, китайцев. Однажды катали по Днепру российскую звезду Стаса Михайлова — певцу понравился речной круиз, оставил в Книге предложений хорошее пожелание нам на память.
По выходным в жаркую погоду путешествие по реке особенно популярно у горожан: на пристани вблизи гостиницы «Турист» собираются семьями. Кстати, для пенсионеров действуют приятные скидки, детям до 7 лет — бесплатно. Для остальных часовая прогулка обойдется в 15 рублей.
Теплоход, рассчитанный на 87 мест, отчаливает от места напротив мемориала «Воинам-интернационалистам» и следует до Фатинского залива, затем возвращается в устье реки Дубровенка, а оттуда обратно к причалу. По пути он проезжает мимо главного городского пляжа, а чуть далее с его палубы открывается шикарный вид на площадь Славы и Могилевскую ратушу.
Надежный берег
— Этим летом «Могилеву» исполнилось 12 лет, — рассказывает Алексей Смирнов. — Впервые на воду его спустили на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе. В отличие от предыдущих судов этой прогулочной серии, наш теплоход к месту приписки отправился своим ходом по воде — сначала по Припяти до Киевского водохранилища, а затем вверх по течению Днепра уже до Могилева. За неделю прошел более тысячи километров и дважды пересек границу Беларуси с Украиной. Лично принимал участие в его перегонке.
Первым владельцем судна был Могилевский горводоканал, теперь — «Могилевзеленстрой». Сначала экипаж теплохода состоял из четырех человек, теперь их с напарником двое.
Дмитрия Романова мало чем можно удивить, в свое время он повидал мир: подолгу ходил на морских судах, работая на рыболовецком флоте.
— Богатый опыт пригодился на Днепре, — говорит помощник капитана. — Теперь точно знаю, что и всей жизни не хватит, чтобы открыть для себя реку. Это живой организм со своим характером. Сегодня уровень воды один, завтра — другой. Сейчас размыло этот берег, с противоположной стороны стало глубже, чуть позже может все поменяться с точностью до наоборот. В зависимости от климата и ветров за сезон Днепр бывает абсолютно разным.
За штурвалом подобные нюансы может заметить только профессионал. Да и другое могилевское судно -«Путевой-4» — в помощь безопасному катанию пассажиров.
— Когда-то сам входил в экипаж путейцев, обслуживал реку, устанавливал береговые и плавучие знаки судоходной обстановки, поэтому не понаслышке знаю об этой ответственной работе, — говорит Алексей Геннадьевич. — В компетенции этой команды — плавучая и береговая судоходная обстановка, измерение глубины, нахождение подводных препятствий. Спросите у коллег — и они вам также подтвердят: вода, как и небо, ошибок не прощает. Ее не надо пытаться подчинить, все равно ничего не выйдет. Воду надо понимать и дружить с ней. Даже если выбился из сил и сознаешь, что вряд ли доплывешь, — не барахтайся, не сопротивляйся. Плыви спокойно по течению — и река сама донесет тебя до надежного берега.
Виктория Б0ндарчик