Кукшинская, Е. Надежная колея / Елена Кукшинская // СБ. Беларусь сегодня. — 2024. — 27 сентября. — С. 18.
На Могилевском вагоностроительном заводе делают ставку на кадры, расширение производства и ассортимента
Стратегия роста
Директор СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» Александр Башаримов всю жизнь в машиностроении. После окончания тогда еще Могилевского машиностроительного института работал на Могилевском автомобильном заводе имени С. М. Кирова, где прошел путь от мастера до главного инженера и пришел руководителем на вагоностроительный завод с новым взглядом на стратегию роста. Александр Иванович уверен, что успехи в развитии завода доказывают правильность решения развивать собственное производство вагонов для перевозки грузов:
Директор завода Александр Башаримов.
Работать под запрос клиента
На этот год портфель заказов сформирован полностью. Основные потребители — Белорусская железная дорога, Гомельский химический завод, другие предприятия. Внутренний рынок составляет 70 процентов. Завод уверенно держит курс на производство грузовых вагонов на рынки стран «Пространство-1520». В топе — универсальные полувагоны, также очень востребованы цементовозы и зерновозы. Большая потребность у заказчиков в крытых вагонах с повышенной грузоподъемностью и увеличенным интервалом ремонта. На предприятии планируют запустить их производство в 2026 году.
Главный технолог Максим Полозков считает, что надо постоянно снижать производственные затраты и расширять ассортимент выпускаемой продукции, чтобы быть конкурентоспособным на рынке:
— На будущее хотим освоить новое для нас направление — роботизация сварочного производства. Также на начальном этапе автоматизировать сварку одного из крупных сварочных узлов, что снизит трудоемкость. На заготовительно-механическом участке планируется закупка и внедрение токарных станков, обрабатывающих центров с ЧПУ.
Кадры решают все
Стабильно высокая зарплата, весомый соцпакет — не удивительно, что на предприятии работают высококвалифицированные кадры. Всего год назад на заводе трудились 480 человек, а сегодня — уже 580 работников. Но здесь все еще ждут сварщиков, токарей, сверловщиков, операторов, грузчиков.
Могилевский вагоностроительный завод — предприятие молодое, тем не менее уже есть свои ветераны, которые, опекая молодые кадры, обеспечивают преемственность поколений, без которой не может существовать ни один коллектив. Здесь создана ветеранская организация, в которую входит около 80 человек.
Начальник производственно-диспетчерского отдела Алексей Фурманов на вагоностроительном заводе работает 16 лет, практически с самого основания. Он пришел сварщиком, заочно учился в Белорусско-Российском университете:
Начальник производственно-диспетчерского отдела Алексей Фурманов.
Алексей Фурманов еще и капитан заводской футбольной команды. В прошлом году на спартакиаде холдинга «БелАЗ» заводская команда заняла второе место впервые в своей категории. Совместные тренировки и состязания помогают не только поддерживать хорошую физическую форму, но и сплачивают коллектив. Вместе со старожилами в команде играют и молодые специалисты. Среди них и Николай Кизеев.
После окончания Могилевского государственного политехнического колледжа в этом году на завод парень пришел электросварщиком.
Электросварщик Николай Кизеев.
Алексей Архипов пришел в сварщики по примеру отца. Парень выучился на учителя физкультуры, отслужил в армии, а потом решил, что ему больше подходит работа на заводе:
Электросварщики Юрий и Алексей Архиповы.
Под потолком цеха своя «железная дорога»: по стальным конструкциям (мостам) перемещаются кабины крана. Рабочее место — десять метров над землей. В большинстве своем машинисты мостового крана — представительницы прекрасного пола. Анастасия Столярова с легкостью поднимает вагоны, очень любит свою работу за драйв:
— Важно чувствовать кран. Когда вагон поднимают и перевозят в другое место два крана, то это как в синхронном плавании: нужно двигаться с одной скоростью, делать движения на одном дыхании. А еще работа крановщицей — хороший фитнес, ведь подняться в кабину нужно по лестнице, а спуститься за смену и поменять рабочее место на другом кране приходится по несколько раз.
Крановщик Анастасия Столярова.
Главный конструктор Игорь Никитенко и инженер-конструктор Виктория Мишульская.
Главный конструктор Игорь Никитенко тоже выпускник БРУ, пришел на завод в 2011 году. Считает, что нужно углублять сотрудничество между вузами и промышленными предприятиями, чтобы студенты писали свои курсовые, дипломные проекты не в библиотеках, а в цехах:
— Глава государства заострял внимание, что инженерные и рабочие специальности необходимо поднимать на самый высокий уровень, что стратегически важно для национальной экономики. Сейчас технари востребованы как никогда, и это мировая тенденция. У нас на предприятии создана совместно с университетом кафедра оборудования и технологии сварочного производства, и здесь обучаются студенты.
Игорь Никитенко отмечает, что в конструкторском отделе перспективные проекты распланированы до 2030 года:
— Есть еще разработки моделей и типов подвижного состава, которые, я уверен, будут востребованы у заказчиков.
В моем понимании, конструктор — это во многом творческая профессия, он должен гореть работой. Быть машиностроителем — это призвание.