Надежная колея

Кукшинская, Е. Надежная колея / Елена Кукшинская // СБ. Беларусь сегодня. — 2024. — 27 сентября. — С. 18.

На Могилевском вагоностроительном заводе делают ставку на кадры, расширение производства и ассортимента

Могилевский вагоностроительный завод по праву считается пионером вагоностроения в Беларуси. И хотя предприятию меньше 20 лет, результаты его работы впечатляют: в месяц производится 210 вагонов, а продукция крайне востребована на внутреннем и внешнем рынках, контракты расписаны на годы вперед. Но главная цель — обеспечить подвижным составом белорусских потребителей.
 

Стратегия роста

Директор СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» Александр Башаримов всю жизнь в машиностроении. После окончания тогда еще Могилевского машиностроительного института работал на Могилевском автомобильном заводе имени С. М. Кирова, где прошел путь от мастера до главного инженера и пришел руководителем на вагоностроительный завод с новым взглядом на стратегию роста. Александр Иванович уверен, что успехи в развитии завода доказывают правильность решения развивать собственное производство вагонов для перевозки грузов:

— В 2007 году ­Президент на совещании по вопросам развития вагоностроения подчеркивал, что это очень перспективные проекты для развития экономики страны. Если несколько лет назад производили 700 вагонов в год, в прошлом — уже 2000 единиц, то в этом по итогу года выйдем на 2500. В целях развития завода нашим учредителем ОАО «БелАЗ» был согласован инвестпроект: сейчас под производство занято около 20 тысяч квадратных метров, планируем ввести в эксплуатацию около 10 тысяч квадратных метров новых площадей, что позволит увеличить объемы производства. Как сказал ­Президент, мы не поддались искушению все ломать и уж тем более не ринулись продавать за бесценок заводы и фабрики. Сегодня мы развиваемся, инвестируем сами в себя за счет прибыли.
 

Директор завода Александр Башаримов.

Работать под запрос клиента

На этот год портфель заказов сформирован полностью. Основные потребители — Белорусская железная дорога, Гомельский химический завод, другие предприятия. Внутренний рынок составляет 70 процентов. Завод уверенно держит курс на производство грузовых вагонов на рынки стран «Пространство-1520». В топе — универсальные полувагоны, также очень востребованы цементовозы и зерновозы. Большая потребность у заказчиков в крытых вагонах с повышенной грузоподъемностью и увеличенным интервалом ремонта. На предприятии планируют запустить их производство в 2026 году.

Постоянно производится доработка вагонов по желаниям клиентов. О высоком уровне производства на предприятии говорит тот факт, что по итогам работы за прошлый год Могилевский вагоностроительный завод был занесен трижды на Доску почета: областную, городскую и районную.

Главный технолог Максим Полозков считает, что надо постоянно снижать производственные затраты и расширять ассортимент выпускаемой продукции, чтобы быть конкурентоспособным на рынке:

— На будущее хотим освоить новое для нас направление — роботизация сварочного производства. Также на начальном этапе автоматизировать сварку одного из крупных сварочных узлов, что снизит трудоемкость. На заготовительно-механическом участке планируется закупка и внедрение токарных станков, обрабатывающих центров с ЧПУ.

Кадры решают все

Стабильно высокая зарплата, весомый соцпакет — не удивительно, что на предприятии работают высококвалифицированные кадры. Всего год назад на заводе трудились 480 человек, а сегодня — уже 580 работников. Но здесь все еще ждут сварщиков, токарей, сверловщиков, операторов, грузчиков.

Могилевский вагоностроительный завод — предприятие молодое, тем не менее уже есть свои ветераны, которые, опекая молодые кадры, обеспечивают преемственность поколений, без которой не может существовать ни один коллектив. Здесь создана ветеранская организация, в которую входит около 80 человек.

Начальник производственно-диспетчерского отдела Алексей Фурманов на вагоностроительном заводе работает 16 лет, практически с самого основания. Он пришел сварщиком, заочно учился в Белорусско-Российском университете:

— Те, кто на заводе с самого основания, рассказывали, что поначалу даже отопления в цеху не было, выпускали всего одну модель. Сегодня у нас цифровые станки, модельный ряд вырос в разы. Руковожу отделом, отвечающим за бесперебойный выпуск продукции. Объемы производства растут, это не может не радовать, значит, у предприятия есть надежное будущее.
 

Начальник производственно-диспетчерского отдела Алексей Фурманов.

Алексей Фурманов еще и капитан заводской футбольной команды. В прошлом году на спартакиаде холдинга «БелАЗ» заводская команда заняла второе место впервые в своей категории. Совместные тренировки и состязания помогают не только поддерживать хорошую физическую форму, но и сплачивают коллектив. Вместе со старожилами в команде играют и молодые специалисты. Среди них и Николай Кизеев.

После окончания Могилевского государственного политехнического колледжа в этом году на завод парень пришел электросварщиком.

— Был здесь на практике. Вагоностроение впечатлило своими масштабами, поэтому и устроился на завод, — рассказал Николай. — У меня очень ответственная работа. Вагоны эксплуатируются много лет, образцы сварки проверяются в лаборатории на прочность, каждый год сварщик проходит аттестацию. Думаю со временем повышать квалификацию, поступать в вуз. Сам родом из Костюковичского района, и мне, как молодому специалисту, предоставили общежитие. У нас на предприятии высокая заработная плата, для нас это хорошая мотивация.
 

Электросварщик Николай Кизеев.

Алексей Архипов пришел в сварщики по примеру отца. Парень выучился на учителя физкультуры, отслужил в армии, а потом решил, что ему больше подходит работа на заводе:

— Пошел учеником к отцу, и сейчас работаем в паре на сборке вагонов. Здесь могут обучить с нуля, было бы желание: есть учебный класс и даже аппарат виртуальной сварки. У меня семья, поэтому для меня важна стабильная зарплата, а у нас заказчики в очередь выстраиваются.
 

Электросварщики Юрий и Алексей Архиповы.

Под потолком цеха своя «железная дорога»: по стальным конструкциям (мостам) перемещаются кабины крана. Рабочее место — десять метров над землей. В большинстве своем машинисты мостового крана — представительницы прекрасного пола. Анастасия Столярова с легкостью поднимает вагоны, очень любит свою работу за драйв:

— Важно чувствовать кран. Когда вагон поднимают и перевозят в другое место два крана, то это как в синхронном плавании: нужно двигаться с одной скоростью, делать движения на одном дыхании. А еще работа крановщицей — хороший фитнес, ведь подняться в кабину нужно по лестнице, а спуститься за смену и поменять рабочее место на другом кране приходится по несколько раз.

Крановщик Анастасия Столярова.

Молодой специалист Виктория Мишульская два года назад окончила Белорусско-Российский университет. Виктория — инженер-конструктор, сейчас работает над проектом модернизации вагонов-хопперов по перевозке цемента:

— В следующем году уже увижу опытный образец, конечно, испытываю чувство гордости. Моя работа не только за компьютером. Каждый день бываю на производстве, мы еще осуществляем авторский надзор, то есть следим за качеством изготовления узлов. Для молодого специалиста это очень высокая планка и ответственность, а когда тебе доверяют, тогда и расти хочется, и развиваться.
 

Главный конструктор Игорь Никитенко и инженер-конструктор Виктория Мишульская.

Главный конструктор Игорь Никитенко тоже выпускник БРУ, пришел на завод в 2011 году. Считает, что нужно углублять сотрудничество между вузами и промышленными предприятиями, чтобы студенты писали свои курсовые, дипломные проекты не в библиотеках, а в цехах:

— Глава государства заострял внимание, что инженерные и рабочие специальности необходимо поднимать на самый высокий уровень, что стратегически важно для национальной экономики. Сейчас технари востребованы как никогда, и это мировая тенденция. У нас на предприятии создана совместно с университетом кафедра оборудования и технологии сварочного производства, и здесь обучаются студенты.

Игорь Никитенко отмечает, что в конструкторском отделе перспективные проекты распланированы до 2030 года:

— Есть еще разработки моделей и типов подвижного состава, которые, я уверен, будут востребованы у заказчиков. 

В моем понимании, конструктор — это во многом творческая профессия, он должен гореть работой. Быть машиностроителем — это призвание.