Рабочие профессии в тренде

Седунова, Т. Рабочие профессии в тренде / Татьяна Седунова // СБ. Беларусь сегодня. — 2024. — 4 октября. — С. 11.

Как современные технологии помогают учащимся электротехнического колледжа Могилева осваивать рабочие профессии

Мастер производственного обучения электротехнического колледжа Могилева Александр Волчков внедряет в учебный процесс современные технологии

Надеть защитную экипировку, изучить инструкцию, отремонтировать оборудование — все это можно сделать с помощью очков виртуальной реальности. Используя современные технологии, осваивают азы рабочей профессии учащиеся Могилевского государственного электротехнического колледжа. Мастер производственного обучения Александр Волчков, постоянно участвующий с ребятами в республиканском конкурсе профмастерства ProfSkills, черпает там идеи и внедряет их в учебный процесс для подготовки будущих электромонтеров.

Александр Волчков. 

Реально, пусть и виртуально

Мастерские колледжа, где проходят занятия у электромонтеров и электромонтажников, оснащены самым современным оборудованием. Чтобы выпускник, придя на реальное производство, знал станки, на которых будет работать. Александр Волчков сам окончил электротехнический колледж: сперва получил специальность электромонтера, потом — техника‑электрика. С 2015 года работает в колледже и параллельно учится в Белорусско‑Российском университете.

Молодой мастер уверен, в стандартные занятия по производственному обучению отлично вписываются новые подходы:

— У тренажеров виртуальной реальности, которые активно используем на практике, уйма плюсов. Трансформатор, подстанция, высоковольтная линия — в реальности ошибка в обращении с ними фатальна, а с VR можно тренироваться без вреда для здоровья. К тому же тренажеры позволяют нам сэкономить. Та же кабельная муфта, которую применяет у себя «Могилевэнерго», стоит 500 рублей. На группу в 27 человек произвести ее сборку накладно, а в режиме виртуальном таких проблем не существует.

Работа на тренажере выглядит так: учащийся надевает очки виртуальной реальности, берет в руки джойстик. Программа моделирует рабочий кабинет, в котором есть электрощит, разложено необходимое оборудование. Для той или иной задачи подсвечивается нужный инструмент, его и берет со стола учащийся. Так отрабатываются упражнения и локальные задачи.

Мультиборды, компьютеры с программами, симуляторы электрических схем — начинка мастерских по последнему слову техники. На обновление материально‑технической базы идут не только средства самого колледжа, но и деньги, которые зарабатывают учащиеся: за четыре года победы в конкурсах профмастерства колледжу принесли 300 тысяч рублей. Монетизация знаний позволила закупить новые станки в слесарную мастерскую, обновить оборудование на кухне, установить конвейерную мойку, поставить в общежития новые стиральные машины и заменить светильники.

Пример заразителен

Сейчас Александр Волчков готовит третьекурсника Никиту Фиалковского на областной этап ProfSkills. Тренер уверен, что регулярное участие в конкурсах профмастерства дает отличную возможность повышать компетенции:

— На том же ProfSkills вижу новое оборудование, схемы, задания, которые потом отрабатываю со студентами на занятиях. Первоочередная задача колледжа — подготовить специалиста, дать ему рабочую профессию. Но также важно находить талантливых ребят — они есть не только в школе, гимназии или лицее, но и в системе профобразования. Президент не раз говорил: в профессиональном образовании нужно сделать упор на выявление одаренных детей.

С 2018 года мастер Волчков вырастил с десяток победителей не только республиканских, но и международных конкурсов. Такие специалисты, уверен, очень востребованы экономикой. Об этом говорит факт стопроцентного трудоустройства выпускников на крупные предприятия страны. В новом учебном году колледж набрал более двухсот ребят. Из‑за наплыва абитуриентов‑одиннадцатиклассников открыта дополнительная группа для обучения электромонтажников. С учетом модернизации предприятий энергетики стоит вопрос подготовки специалистов нового формата, замечает мастер производственного обучения:

— Под эти потребности открываем новые специальности. К примеру, стали готовить электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей. С прошлого года запустили новую профессию — электросварщиков на автоматических и полуавтоматических машинах.

Сегодняшний рабочий — это далеко не тот специалист, который был десять лет назад. Нужны обширные знания, умения и компетенции, потому что к кадрам сейчас — самые высокие требования. И этому запросу стараемся соответствовать.

ПОЗДРАВЛЯЕМ

На днях Александр Волчков стал победителем республиканского смотра профессиональных достижений «Мастер года — 2024».

sedunova@sb.by