Лишь дальнобой спешит домой

Бондарчик, В. Лишь дальнобой спешит домой / Виктория Бондарчик // Беларускі час. — 2024. — 25 кастрычніка. — С. 12

Вопреки стереотипу дальнобойщик Владимир Салодухин за «длинным» рублем не гонится и на частников не батрачит. Работая на государственном предприятии, он отправляется в дальние рейсы по России с товарами отечественных производителей — белорусскими лифтами, мебелью, фанерой и прочей экспортной продукцией.

В Могилевском филиале «Автобусный парк № 1» ОАО «Могилевоблавтотранс» на участке грузового транспорта Салодухин такой не единственный — в коллективе более 30 водителей большегрузов. Зато он один из немногих, кто удостоен нагрудного знака «За работу без аварий» II степени от Министерства транспорта и коммуникаций. К слову, чтобы заслужить эту почетную награду, необходимо отъездить не менее 5 лет без аварий и нарушений правил дорожного движения.
-Как вам такое удается? — интересуюсь у Владимира
Владимировича.
-Легко, — заявляет собеседник. — До дальнобоя долго водил городской маршрутный автобус — и на меня не поступило ни одной жалобы от пассажиров. Всех доставлял в целости и сохранности.

Под шум мотора

То, что хочет связать свою жизнь с дорогой, Владимир осознал еще в далеком 1987 году. Сразу после окончания средней школы парня отправили на учебу в ДОСААФ, а оттуда чуть ли не прямиком в армию. За два года срочной службы, отъездив на крупнотоннажном грузовом автомобиле-вездеходе КрАЗ-2555, Салодухин окончательно определился с профессией.
С тех пор, какие бы зигзаги ни делала судьба, шоферу везде находилась и работа, и машина Вернувшись в Славгородский район в родную деревню Лесная, он 6 лет отработал водителем в местном хозяйстве, а после почти столько же — на рейсовом автобусе.
-Когда в нашем агрогородке начались перебои с топливом, переехал в Могилев, — рассказывает дальнобойщик. — Здесь сел за руль пассажирского автобуса — и меня затянуло аж на 10 лет! Перебывал практически на всех маршрутах, знал их наизусть и. если честно, заскучал, захотелось разнообразия.
И снова, будто по заказу, предложили пересесть на МАЗ. Управлять 15-тонной машиной оказалось проще, чем собственной легковушкой.
-На маленькой машине, особенно в час пик, некомфортно, со всех сторон щемят, а в большой кабине ты, как король, — сидишь высоко, глядишь далеко, — улыбается Салодухин. — Да и устаешь, как мне кажется, меньше, чем за баранкой городского транспорта — бесконечные светофоры и остановочные пункты утомляют. А за рулем фуры в борьбе со сном помогает четкий график бодрствования и отдыха. Если не игнорировать его, а вовремя остановиться и вздремнуть, то проблем в дороге не будет.
-И сколько наездили на МАЗе, успели зафиксировать? -спрашиваю у водителя.
-За 6 лет исколесил почти всю Россию, проехал без малого миллион километров. Сначала в каждом регионе повил радиоволну, слушал музыку, а спустя пару лет надоело, теперь еду в тишине под шум мотора. Да и песни отвлекают от пейзажа за окном. Мне повезло наблюдать наяву за такой красотой, которую другим удается увидеть лишь по телевизору, — не без гордости говорит дальнобойщик.

Приключения и приметы

Больше всего Владимира впечатлили Сибирь и Урал. Горы там невероятные, природа удивительная — невозможно глаз оторвать. Столько впечатлений и воспоминаний — в один рассказ и не уместить.
Например, незабываемый путь в Пермь через Кострому: и даже знойным летом в кабине фуры было совсем не жарко, ведь по двум сторонам дорогу обрамляла сплошная тень от высоченных лиственниц и сосен тайт а да километры.
Или одна из первых поездок в Крым, где случилась поломка и пришлось больше недели дожидаться подмоги с родины. — море на удачу оказалось в семи минутах ходьбы. О таком вынужденном мини-отпуске можно только мечтать.
А приключение, которое поджидало Салодухина в Орске? Выгрузить белорусские товары российские заказчики смогли лишь на третьи сутки, ведь зашкаливающий мороз но позволял им завести технику. При этом наш перевозчик мотор своей машины не глушил, иначе рисковал превра титься в ледышку: минус 43 градуса по утрам — не шутка.
-Вот только памятных фотографий и сувениров мало собралось, да и самый главный подарок для близких -это когда возвращаюсь домой здоровым, — признается Владимир. — Знаете, всегда уклоняюсь от вопроса домашних, мол, через сколько вернешься? У дальнобойщиков такие прогнозы считаются плохой приметой. Вот скажешь, к примеру, через три часа — и что-нибудь произойдет, обязательно задержишься. Поэтому лучше не загадывать. А, впрочем, где бы ни находился: Сыктывкар, Омск, Пермь, Магнитогорск, Новосибирск, Махачкала, Анапа — дома все равно лучше.
Именно поэтому для шофера отправиться в путешествие в свой законный отпуск — анекдотичный случай.
-Лучший мой отдых — оставаться на месте и никуда не спешить, — говорит Салодухин. — В родной деревне есть дом: затапливаю баню, отдыхаю в беседке. А если и вожу, то только «гарбузы» на тачке — исключительно на ногах.