Льдова, Е. Троллейбусный парк № 1: навстречу новому дню / Екатерина Льдова // Веснік Магілёва. — 2024. — 23 октября. — С. 11.
Водитель троллейбуса – это такая профессия, в которой все рассчитано до секунды. Они не могут опоздать на работу, потому что понимают: вовремя должен заработать станок на заводе, открыться магазин, прозвенеть звонок в школе. Они нужны тысячам людей в Могилеве и очень стараются их не подвести. В канун Дня автомобилиста и дорожника мы вместе с водителями Троллейбусного парка №1 вышли на линию, побывав на месте и водителей, и пассажиров.
От рассвета до…
В чьих квартирах раньше всех включается свет по утрам? Правильно, в домах, где живут водители общественного транспорта. Они первыми выходят на улицы Могилева, чтобы быстрее добраться в парк, сесть за руль своей техники и развезти пассажиров.
– Ранние подъемы первое время были самой большой сложностью в работе, – улыбается водитель троллейбуса Юлия Миронова. – Со временем привыкла, конечно. Мне даже нравится одной из первых в городе встречать новый день.
Хотя, глядя на эту хрупкую блондинку, сложно представить, что обаятельная девушка может управлять троллейбусом с сотней пассажиров в салоне! Стаж ее работы совсем небольшой – всего год, так что этот День автомобилиста и дорожника будет первым в ее карьере.
– Профессия именно водителя троллейбуса мне нравилась с детства, – рассказывает она. – Жила в этом районе, троллейбусный парк рядом – часто засматривалась на водителей. Но не могла представить себя в кабине. А когда захотелось перемен в жизни – вспомнила о детской мечте.
Теперь девушка на своем примере развеивает миф о блондинке за рулем, ведь она – один из лучших молодых водителей в филиале: ответственная, внимательная, сосредоточенная.
– Это главные качества для водителя, а особенно – общественного транспорта, – отмечает ведущий инженер по безопасности движения Евгений Павлюк. – На дороге важны максимальная концентрация внимания и скорость реакции. В нашем парке водители дисциплинированные, соблюдают правила дорожного движения, выполняют инструкции.
Почему же тогда пассажиры жалуются, что водитель не увидел их, бегущих за троллейбусом, и не подождал? Или это не входит в инструкцию?
– Мы банально не видим пассажиров, если они находятся дальше полутора-двух метров от троллейбуса, – включается в диалог водитель троллейбуса Олег Москалев. – Если видим, конечно, ждем. В случае необходимости выходим помочь маме с коляской или инвалидам. Это не только в инструкции прописано – есть и человеческие правила…
Его словам можно доверять – он водит троллейбусы более восьми лет, и тоже выбрал эту работу по зову сердца. Опытного и профессионального водителя нередко ставят на маршрут №16, который от проспекта Мира едет со сложенными штангами.
– Первое время по привычке искал линию, а ее и нет! – смеется Олег Москалев. – Да и сами машины отличаются в лучшую сторону от привычных троллейбусов: спинка регулируется, окна большие. Хочется, чтобы таких машин в нашем троллейбусном парке становилось больше!
Любимая работа не отпускает!
В Троллейбусном парке №1 водители настолько любят свою работу, что готовы ходить на нее дважды в день! Артем Ерофеев чаще всего ездит на маршруте №7, который работает в утренние и вечерние часы.
– Мы с пассажирами уже знаем друг друга в лицо, – удивляет он. – Примерно с 10 до 14 у меня перерыв, потом снова на линию. На таких маршрутах, мне кажется, ответственности даже больше: пассажиры ждут именно тебя, чтобы в часы пик добраться до работы и домой.
Несмотря на семилетний стаж работы Артем Ерофеев продолжает оттачивать мастерство вождения. Недавно в парке был конкурс профмастерства, и он, благодаря опыту и интенсивной подготовке, занял второе место!
Водитель Инга Ермоленко пришла в троллейбусный парк кондуктором, а через два года поняла, что хочет быть в машине главной – и без отрыва от работы отучилась на водителя.
– Любимый маршрут – «пятерка», хоть он и самый длинный – более 32 км, – признается Инга. – Я не была водителем до того, как села за руль троллейбуса. До сих пор помню первый выезд. Мне инструктор неожиданно сказал: «Поехали в город!» А там не было времени бояться: светофоры, машины, пешеходы…
Ранним утром мы застали водителей в диспетчерской троллейбусного парка. Получить справку у медика, отметить выезд в путевом листе, взять книгу троллейбуса – обязательный ритуал для каждого из них. Сегодня водителей и кондукторов провожают диспетчеры Алла Ладис и Екатерина Барковская. Однако выпуском троллейбусов на линию их работа не ограничивается. Ремонты, принятие мер в случае аварийных ситуаций, общение с пассажирами – диспетчерская работает 24/7.
– Троллейбусный парк – это мой дом, моя семья, – рассказывает Алла Ладис. – Здесь много лет проработали мои мама, муж. Я сама уже 29 лет с радостью прихожу: начинала кассиром, потом перешла в диспетчерскую.
Диспетчеру необходимо быть и хорошим психологом. Здесь пригождается многолетний водительский опыт Екатерины Барковской. Она с полуслова понимает и пассажиров, и водителей – признается по секрету, что во снах она до сих пор водит троллейбусы.
Залог стабильной работы
Каждый новый рабочий день у работников предприятия начинается с посещения медицинского кабинета.
– Обследование и медицинское освидетельствование работников филиала, опрос о состоянии здоровья, осмотр на наличие клинических признаков заболеваний, – перечисляет обязательные процедуры заведующий медпунктом Жанна Заморина. – Измеряем давление, температуру, проводим тест на алкоголь, после чего выносим решение о допуске или не допуске к работе.
Своеобразный «медосмотр» – ежедневное техническое обслуживание – проходят и машины. Почти за четверть века работы в парке слесарь по ремонту подвижного состава Александр Азарко перебрал каждый троллейбус!
– Когда я пришел в парк, самой популярной моделью троллейбусов был ЗИУ-9. По сравнению с современными МАЗами и электробусами – небо и земля! – отмечает он. – Хоть и приходится постоянно учиться, но новая техника значительно проще в обслуживании.
Технические обслуживания проводятся через установленный пробег в 10 тысяч километров и включают в себя профилактические мероприятия, чтобы предупредить и выявить неисправности, снизить расход электроэнергии. Когда троллейбус проедет свыше 70 тысяч километров, его ждут на плановый ремонт.
Если троллейбус подпитывается электричеством, то все работники Троллейбусного парка, а также близлежащих предприятий и организаций – в столовой, куда всех приводят умопомрачительные ароматы.
– Ежедневно мы выпекаем более полутысячи булочек и пирожков, 400 беляшей, готовим три сотни котлет, варим 80 литров супа! – удивляет цифрами заведующая столовой Светлана Бабичева. – Любимое блюдо наших гостей – солянка и беляши, сколько ни приготовь – их всегда мало. Пустые тарелки – лучшая похвала для нас!
Важен каждый
– Каждый день наши троллейбусы проезжают по улицам, связывая людей, помогая им добраться до работы, учебы и встреч с близкими. Мы не просто перевозим пассажиров – мы создаем комфорт и уют в их повседневной жизни, – уверен директор Могилевского филиала Троллейбусный парк №1 ОАО «Могилевоблавтотранс» Сергей Монастыренко. – Ежегодно услугами нашего предприятия пользуются более 28 миллионов могилевчан и гостей областной столицы. Чтобы троллейбусы каждый день и в любую погоду по расписанию выходили на маршруты, важна работа всех сотрудников филиала: слесарей и диспетчеров, водителей и кондукторов, инженеров, и, конечно же, ветеранов. Желаю нашему троллейбусному парку поступления новых машин с автономным ходом, ведь тогда наверняка будут создаваться новые востребованные маршруты; внедрения автоматической системы оплаты проезда – все это сделает передвижение пассажиров еще комфортнее! А каждому из работников парка желаю здоровья, счастья и удачи. Пусть каждый новый день приносит радость от проделанной работы. И пускай каждое утро наши водители будут первыми встречать рассвет, ведя свои машины по маршрутам!
Екатерина ЛЬДОВА