Такое было время…

Карпеков, С. Такое было время… / Сергей Карпеков // Веснік Магілёва. — 2024. — 30 октября. — С. 10

Мы продолжаем публикацию материалов в рамках проекта «Веснiка Магiлёва». Листая подшивки нашей газеты, переносимся на несколько десятилетий назад и вспоминаем, какое это было время. Итак, год 1994…

Новый год со старыми проблемами

Социально-экономическая ситуация в начале нового 1994 года в городе, да и в стране в целом, описана в первом номере «Веснiка». Материал называется «Жесткий подарок правительства и жесткая реакция профсоюзов».

 «Начало нового года, как и ожидалось, ознаменовалось крайне неприятными сюрпризами для населения республики. С 5 января произошло очередное повышение цен, причем ударило оно в наиболее уязвимые места – снабжение население молочными продуктами, жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ и др. Цены «подскочили» в 2-3 раза.

 В связи с этим в совете объединения профсоюзов области состоялось расширенное заседание профсоюзного актива с участием руководителей облисполкома, хозяйственных органов и ряда промышленных предприятий. Обсуждалась одна проблема – резкое падение жизненного уровня населения.

 Участники заседания приняли заявление, адресованное Верховному Совету и правительству республики, в котором выразили решительный протест против повышения цен, не сопровождающегося мерами по социальной защите населения. В заявлении поддерживается решение Федерации профсоюзов Беларуси о проведении в январе массовых акций в защиту трудящихся.

 Среди прочего профсоюзы выдвигают требования остановить развал производства, упорядочить систему налогообложения в интересах товаропроизводителей, стимулировать создание новых рабочих мест, сократить расходы на нужды органов управления, привести темпы роста зарплат в соответствие с растущей инфляцией. Особое внимание в заявлении уделено проблемам безотлагательного налаживания эффективной работы агропромышленного комплекса как основы снабжения населения продовольствием, и необходимости ужесточения борьбы с коррупцией, разграблением народного богатства».

Подобные требования содержатся и в совместном заявлении Могилевской ассоциации промышленников и предпринимателей и Могилевского областного Совета народных депутатов, которое также опубликовано в этом же номере газеты. Кроме того, в документе указан вектор на единение с Россией, что может вывести страну из экономической стагнации (история потом докажет это).

 «[…] Сознавая всю полноту ответственности перед народом, мы неоднократно обращались в адрес Верховного Совета и правительства республики с конкретными предложениями и требованиями, важнейшее из которых – единение с Россией. Мы предлагаем восстановление всесторонних отношений с русскими братьями не как нахлебники, а как партнеры, обладающие высоким промышленным потенциалом и предлагающие свой добросовестный и квалифицированный труд. История признает преступными действия тех, кто способствовал разрушению дружбы славянских народов, и тех, кто противится ее восстановлению. […]».

А тем временем могилевчане выходили со своими проблемами на улицы. В № 4 опубликована статья «Люди говорили зло и хлестко» с митинга на площади Ленина 23 января.

 «Митингующих было более двух тысяч человек – довольно много откликнувшихся на призыв лидеров свободного профсоюза и городского рабочего комитета. Люди обеспокоены своим социальным положением и поэтому выступали зло и хлестко. Действительно, человек справедливо вопрошал: «У меня пенсия 40 тысяч рублей, а килограмм колбасы стоит 20 тысяч. Как прожить?»

 Со своими социальными проблемами пришли на площадь рабочие автозавода, «Зенита», других предприятий, которые протестовали против массового обнищания и клеймили позором правительство и Верховный Совет.

 Следует отметить, что это была не та оголтелая толпа 90-го года, которая воспринимала только слова, приятные ее слуху. Председатель Моггорсовета И. Зайцев выступил перед людьми, и они его внимательно выслушали. Выслушали, поняли и со многим согласились – трудно в нынешних условиях нормально вести городское хозяйство, социальную политику.

На митинге активно агитировали за вступление в свободный профсоюз, создание стачечных комитетов на каждом предприятии. В выступлениях преобладали призывы к всеобщей республиканской стачке с политическими требованиями. Они сформулированы в принятом «Манифесте рабочего движения», с частью положений из которого мы вас знакомим.

 «Власть, способствующая разграблению страны, унижающая и обманывающая ее граждан, не может быть народной!

 Деятельность парламента и так называемая рыночная политика правительства приняли точно направленную антинародную суть!

 Происходящее в Совмине и Верховном Совете наглядно демонстрирует подлинное лицо власти. Демагогия и ложь, коррупция и казнокрадство – вот ее черты!

 Выражая недоверие правительству РБ, мы требуем его немедленной отставки и привлечения к ответственности виновных в развале экономики!

 Мы требуем создания правительства народного доверия!

 Требуем восстановления своего конституционного права на труд!

 Рост цен в условиях госмонополии – это преступление!

 Безответственные разговоры о рынке, которого нет, не могут оправдать роста цен и обесценивания вкладов в сбербанке.

 Настоящим мы объявляем о создании политического движения трудящихся Беларуси, целью которого является борьба за социально-экономические права народа на основе принципов объединения и солидарности людей труда. Мы будем стоять до конца против произвола любой власти!»

 Налицо зарождающаяся активная социальная напряженность, которая может вылиться в непредсказуемые последствия, если массовые акции будут проходить в режиме игнорирования правовых норм.

 К сожалению, в Могилеве уже дважды одни те же устроители митингов самовольно определили место их проведения. Все начинается с малого…

Сельские мотивы

Если горожане задавались вопросом «как прожить», то сельчане пытались понять «как выжить». Ситуация на селе была аховой. Но в этой очень сложной ситуации город не отвернулся от деревни. Вот что написано по этому поводу в статье «Истинно гражданский поступок».

 «У директоров предприятий свежи еще воспоминания, когда из обкома и горкомов шли команды о помощи колхозам и совхозам: выделить столько-то людей на уборку, построить там-то и там помещения. Делалось неохотно, поскольку все это за счет предприятий. […] На днях президиум Могилевской ассоциации промышленников и предпринимателей на своем заседании рассмотрел вопрос о помощи сельчанам запчастями и горюче-смазочными материалами.

 Государство стало мачехой селу. Посудите сами. Весна на носу, а не хватает 24 тысяч тонн дизтоплива и 16 тысяч тонн бензина на 84 миллиарда рублей. Деньги за сданную продукцию не выплатили. Покупать запчасти и технику невозможно. Соотношение цен на сельхозпродукты и материально-технические товары ужасающие не в пользу сельчан. Если цена тонны зерна повысилась в 200 раз, то трактора «Беларусь», к примеру, в 8235, лемеха – 25 000 раз и т.д.

 Председатель ассоциации Валерий Чертков предложил оказать немедленную помощь селу. Чем? Ведь предприятия сами «еле дышат».

 Члены президиума проявили высокогражданское чувство долга и на протяжении часа обсуждали очень сложную проблему.

Очень дельное предложение внес директор автозавода Анатолий Бунос – изготовить запчасти на своих заводах. Чтобы они были дешевыми, решено отпускать их по себестоимости, а чтобы еще дешевле – президиум попросил облисполком снять налоги на эту продукцию в пределах своей компетенции. Предположительно 40% потребности в запчастях могут обеспечить заводы области.

 Неспортивная чехарда

Сегодня белорусские спортсмены выступают на международных соревнованиях в нейтральном статусе. Таково решение Международного олимпийского комитета. 30 лет назад произошла история, которая довольно созвучна с сегодняшней ситуацией с нашими спортсменами. Вот как она описана в «Весніке»

 «Накануне XVII зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере (Норвегия) Национальный олимпийский комитет Беларуси получил факс от Оргкомитета Олимпиады. В нем сообщалось что 17 спортсменов нашей олимпийской сборной (в нее должны были войти всего 33 атлета) не могут быть аккредитованы на Играх, поскольку отсутствуют сведения об их гражданстве. Белорусский НОК в ответ подтвердил гражданство своих спортсменов. Таким образом инцидент исчерпан.

 Однако складывается впечатление, что кого-то из будущих соперников не устраивают предолимпийские успехи многих спортсменов Беларуси и вот таким неспортивным образом их решили вывести из игры. Есть и другая сторона в этом деле: свидетельство высокого престижа нашего спорта. Нас побаиваются? […]».

На Олимпиаде в Лиллехаммере команда суверенной Беларуси впервые выступала самостоятельной сборной под своим флагом и со своим олимпийским гимном, который создал уроженец Глуска Валерий Иванов.

На Играх белорусы завоевали две серебряные награды. Их обладателями стали Игорь Железовский (конькобежный спорт, 1000 м) и Светлана Парамыгина (биатлон, 7,5 км). А на дистанции 15 км она финишировала 4-й. Квартет белорусских биатлонистов, в составе которого был могилевчанин Олег Рыженков, остановился в шаге от пьедестала, став 4-м в эстафете 4х7,5 км. Белорусская женская команда стреляющих лыжниц, за которую бежала жена Олега Наталья Рыженкова, на аналогичной дистанции показала 6-е время.

Результат Олимпиады в Лиллехаммере 16 лет оставался лучшим для Беларуси, пока в Ванкувере-2010 фристайлист Алексей Гришин не взял «золото», а биатлонисты Сергей Новиков и Дарья Домрачева – «серебро» и «бронзу» соответственно, ознаменовав новую веху в олимпийском достижении страны.

Такое было время…

Сергей КАРПЕКОВ