Льдова, Е. Анимаевка–2024 раздала призы / Екатерина Льдова // Веснік Магілёва. — 2024. — 2 октября. — С. 7.
Пластилиновые, рисованные, объемные и в технике перекладки — все это виды мультипликации, которые смогли увидеть гости ежегодного праздника детства, счастья и мечты в Могилеве. Город в 27-й раз принял у себя фестиваль «Анимаевка». Для зрителей устроили настоящий трехдневный мульти марафон: показы конкурсных и фестивальных программ анимационных фильмов, творческие встречи и мастер-классы.
Билет в мир анимации
-«Анимаевка»- праздник радости, детства, дружбы, новых знакомств и опыта. Мы уверены, что этот фестиваль будет и впредь собирать в своем кругу единомышленников, объединенных силой творчества, — подчеркнул на открытии мероприятия заместитель председателя Могилевского облисполкома Олег Стельмашок.
Статус мероприятия растет, и подтверждением этому стал тот факт, что с 2024 года победители фестиваля получают дополнительные баллы при поступлении в Московский государственный институт культуры. К слову, кафедру анимации и мультимедиа вуза возглавляет Сергей Струсовский — режиссер киностудии «Союзмультфильм» и член кинематографистов России, который не первый год приезжает на фестиваль в Могилев. Более того, он — председатель жюри конкурса детского анимационного творчества.
— Интерес в том, чтобы выросло новое поколение аниматоров, которые придут в анимационную отрасль и активно будут в ней работать, — подчеркнул он. — А до этого они должны сделать свои фильмы и поучаствовать в «Анимаевке». Даже на обычном смартфоне можно научиться создавать анимационные фильмы в разных техниках, включая графику и объемную кукольную анимацию.
По словам Сергея Струсовского, в наше время аниматоры — и дети, и взрослые — интересуются совершенно разными темами. Например, много проектов затрагивают вопросы патриотического воспитания: дети «оживляют» героев Великой Отечественной войны, изучают и передают на экране значимые исторические события. Отдельное направление — образовательная анимация, когда вместе с педагогами ребята создают мультипликационные проекты по отдельным предметам и темам. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на учебный материал.
Встреча со сказкой
В фестивальные дни были запланированы показы анимационных фильмов, творческие встречи, мастер-классы, презентации, выставки. Впервые в истории фестиваля прошла серия мастер-классов по анимации с использованием искусственного интеллекта, автором которых выступила А1-аниматор, риггер и лэйаут, артист из России Татьяна Симонова.
— Первый мастер-класс посвящен сервисам, которые используются большими студиями, чтобы генерировать контент (оживлять статичные картинки, делать озвучку и музыкальное сопровождение), — рассказала она. — А на втором мастер-классе мы попробовали сделать собственную короткометражку! Сейчас многие студии широко используют искусственный интеллект для создания сценариев и концептов.
Полные залы собрали творческие встречи с певицей и актрисой озвучивания 12-летней Юлией Зуниковой, голосом которой уже более 5 лет говорит главная героиня сериала о Маше и Медведе. По словам юной актрисы, попасть в «мультик» получилось случайно.
— Моя педагог по вокалу предложила поучаствовать в кастинге, я записала несколько реплик, спела песню. Так меня пригласили на пробы, после чего утвердили на роль, — вспомнила она. — Основное требование к озвучке — непосредственность, неподдельные эмоции. Дважды в неделю приезжаю на студию звукозаписи. «Мультик» любит моя младшая сестричка, ей пять лет. Она знает, что я озвучиваю Машу.
Карандашный след
В этом году на «Анимаевке» традиционно прошли конкурсы анимационных фильмов и детского анимационного творчества, а также детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
На фестиваль было заявлено 317 фильмов из 47 стран мира, впервые свои работы прислали Вьетнам, Тринидад и Тобаго. В свою очередь на конкурс детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества поступило более 130 работ из Беларуси.
Победителей ждали Гран-при и дипломы по номинациям, которых стало больше: в этом году жюри предстояло выбрать и лучший анимационный сериал.
Приза «Большой карандаш» и диплома за лучший анимационный фильм фестиваля (Гран-при) в этом году удостоена работа «Ночь в зоне отдыха» японского режиссера Саки Мурамото. В конкурсе анимационных фильмов также определено еще несколько номинантов: за лучший сценарий, режиссуру, эксперимент. изобразительное и звуковое решение и так далее.
Например, лучшим белорусским анимационным фильмом стала работа «Ола» режиссера Национальной киностудии «Беларусь-фильм» Натальи Костюченко.
Воспитанники детской анимационной студии «ДиГи Клаб» из Могилева под руководством педагога Анастасии Клочковой завоевали сразу несколько дипломов конкурса детского анимационного творчества. Например, приз как самый юный создатель анимационного фильма получила 5-летняя Варвара Лукьянова. В соавторстве с Варварой Пономаренко она представила на фестивале работу «Злость и зависть».
— Творческая вовлеченность для детей сегодня очень важна, и на своих занятиях мы воспитываем в них усидчивость, умение довести дело до конца, — отмечает Анастасия Клочкова. — Мультфильмы — вещь длительная: в их создании много этапов, которые необходимо пройти. Таким образом в детях развивается, формируется и воспитывается много положительных качеств.
Призы конкурса детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества уже не первый год достаются учащимся Могилевского экономического промышленно-технологического колледжа, и эта «Анимаевка» не стала исключением. В номинации «Изобразительное искусство» в возрастной группе 11-17 лет за триптих «Царевна-лягушка» второго места удостоена будущий художник-оформитель Ульяна Ачинович.
— Я изобразила Царевну Несмеяну, Царевну-лягушку и Царевну-Лебедь, — пояснила участница. — Я трудилась в технике Paper Art, когда отдельные детали композиции вырезаются из бумаги и собираются в объемную работу. Все разрисовала акриловыми красками и украсила блестками. Я очень люблю советские мультики, поэтому и решила изобразить таких персонажей — своих, народных.
Екатерина ЛЬДОВА