Василевская, О. Под защитой детства / Ольга Василевская ; беседовала Виктория Бондарчик // Беларускі час. — 2025. — 30 мая. — С. 1, 19.
Воспитатель Ольга Василевская из Могилева (детсад № 10) любит свою работу за общение с детьми — всегда открытое, честное, искреннее. Ей интересно наблюдать за малышами: как у них формируются привычки, проявляются первые черты характера. А еще ребятишки быстро развиваются. Воспитатель — профессия видимого результата.
— Любопытно наблюдать, как дети используют сегодня то, чему ты учил их вчера, — признается Ольга Васильевна. — Да еще и придумывают что-то свое, обогащают твои знания своими фантазиями. А мне, взрослой женщине, на какой другой работе удалось бы рыть тоннели, ползая в снегу, возиться в песке и глине, кататься на качелях, петь и рисовать, да еще получать за это зарплату? Я ежедневно экспериментирую, изобретаю, творю и при этом всегда окружена командой единомышленников и благодарной публикой.
^ Замечательный подход к работе! Что скажете о современных детях, неужели поколение альфа настолько беспроблемное?
— У каждого поколения свои особенности. К примеру, нас когда-то учили быть послушными, соглашаться со взрослыми, а нынешние 5-летние ребята легко и без боязни выражают свое мнение — у них большое стремление к свободе выбора.
При этом теперь в детсадовских группах меньше 20 человек, а раньше, лет 20 назад, под 30 считалось нормой. Но с тем количеством ребят было гораздо проще, потому как они слышали педагога, любили дидактические и настольно-печатные игры, могли долго рассматривать иллюстрации в книгах и играть в дочки-матери.
^ А современные малыши какие?
— Благодаря социальным сетям, тем же коротким видеороликам в интернете у детей рано формируется клиповое мышление. Долго концентрировать внимание на каком-либо занятии плохо получается. В результате ребята все больше сидят в гаджетах и все меньше взаимодействуют друг с другом. При этом они более умные и эрудированные, а еще настойчивые и требовательные.
У нынешних детей пропал интерес к обычным профессиям. Раньше многие мечтали стать космонавтами, учителями, милиционерами, а теперь хотят быть блогерами. Малыши без усилий разбираются в сложной технике, зато им все труднее сделать простую аппликацию. И то, что дети другие, — это не хорошо и не плохо. Мир меняется — и мы меняемся вместе с ним.
Значит, и воспитателям нельзя оставаться прежними?
— Конечно. Сейчас же все доступно -и глупо не использовать на благо то, чем мы обладаем в эпоху информационного бума. И пусть современного ребенка сложно чем-то удивить, но у хорошего воспитателя есть свои секреты: если дети видят заинтересованного взрослого, то на занятиях вряд ли станут отвлекаться. Ребят может повести за собой только тот педагог, который по-настоящему увлечен тем, что он делает.
К тому же в процессе обучения использую интерактивные игры с мульти-бордом, умным зеркалом. Не обхожусь без логических блоков Дьенеша, счетных палочек Кюизенера и технологии ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. В общем, учу малышей мыслить в доступной для них форме. Так, предлагаю порассуждать на тему: что было бы, если бы на нашей планете, к примеру, исчезла вода? И как же интересно послушать самые неожиданные версии. До сих пор не перестаю удивляться вопросам, которые задают мне ребята.
Ольга Васильевна, какой подход в воспитании, по-вашему, наиболее эффективный?
— Дети во все времена активные и любознательные, поэтому демократический стиль в общении — самый оптимальный. При этом взрослому в разумных пределах необходимо выстраивать границы с ребенком. Малыш должен понимать, что можно делать, а что нельзя. Особенно это касается запретов того, что небезопасно.
Ну и, безусловно, нельзя позволять неуважительно относиться к старшим. Нехорошо, что в некоторых семьях между взрослыми и детьми пропадает субординация. Мама и папа передают жизненный опыт, поэтому становиться на один уровень с ребенком неправильно.
И все-таки какие навыки, умения вы считаете наиболее важными для ребят дошкольного возраста?
— Наша общая задача — научить детей быть самостоятельными. Навыки самообслуживания — первостепенные, потому как если с мобильным телефоном ребенок на «ты», Го с пуговицами и шнурками -беда. Мы ведь не зря работаем в тесной связке с родителями, вместе стремимся вырастить детей максимально приспособленными к жизни. Само собой, что в саду воспитатель научит читать и считать, а вот урок взаимоуважения должен закрепляться в семье. Ведь верно же подмечено: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Рекомендую родителям больше времени уделять общению, развивать в детях способности, которые даны им от природы, и не забывать о ЗОЖ. А еще в семье должна быть поддержка. Создайте для ребенка ситуацию успеха: не получилось у него что-то — не проблема, в следующий раз обязательно получится.
А что посоветуете коллегам?
— Идти в ногу со временем, совершенствовать свои знания и быть терпеливыми. Выбирая эту профессию, надо помнить, что наш труд в эмоциональном плане сложный, а процесс воспитания -крайне ответственный. Главное — любить и понимать своих воспитанников, в каждом ребенке искать сильные стороны, а на слабые меньше обращать внимание. И помните, как бы пафосно это ни звучало, но будущее страны — именно в наших руках.
Беседовала Виктория БОНДАРЧИК