Кирдяшкина, Е. Плато истории в стиле граффити : [15 идей, призванных разнообразить светскую жизнь Могилева] / Е. Кирдяшкина // Веснiк Магiлёва. — 2013. — 30 января. — C. 5.
Плато истории в стиле граффити
В 2013 году наш областной центр наверняка станет в два раза культурнее – все-таки статус культурной столицы стран СНГ и Беларуси обязывает! Отделом культуры горисполкома уже разработан план мероприятий, включающий в себя сотни проектов, концертов, творческих встреч. Тем не менее, свою лепту в общее дело «окультуривания» Приднепровского края решила внести и общественная культурная кампания «Будзьма беларусам» — 15 идей, призванных разнообразить светскую жизнь Могилева, прозвучали в пятницу в Технопарке.
Предложить свой проект мог любой желающий. Достаточно было продумать его, оформить в виде презентации и прокомментировать на встрече. Ее особенностью стал не только крайне малый срок подготовки, но и уникальный формат — «lightning talk» — «молниеносный диалог»: каждому участнику давалось не больше 5 минут на представление проекта. За это время присутствующим было необходимо вникнуть в суть и по 10-балльной шкале оценить актуальность проекта, его важность для целевых групп и возможность реализации. Многие получили высокую оценку собравшихся экспертов: представителей власти, преподавателей вузов, общественных деятелей, студентов и просто неравнодушных могилевчан.
Возвращение к корням
Члены Студенческого этнографического общества предложили образовательный проект и «Свята Цмока iншых міфалагічных істот». Их цель – популяризация белорусского языка и повышение культурного уровня молодежи. Авторы собираются сделать ставку в этом на песенные и танцевальные мастер-классы, народные обряды и традиции, исполнение которых как нельзя лучше впишется в антураж этнографической деревни, недавно открытой в микрорайоне Спутник.
Историческому прошлому города были посвящены также документально-просветительский проект «Ратуша» и City format «Страчаны Магілёў». Первый предполагает возвращение на 2-й канал могилевского телевидения документально-образовательной программы «Ратуша», которая рассказывает о культурных и исторических событиях города, а последний представляет собой рекламные конструкции типа city format рядом с историческими объектами, где будет размещена информация о нем, фотографии, гравюры и историческая справка.
В блок проектов, посвященных истории, вписалась идея сохранения и последующей реконструкции дома постройки 18-го века по ул. Воровского, 9.
«Жар-цвет» и поэзия в метро без метро
Авторы самого креативного проекта предложили графически изобразить на мрачных стенах завода «Строммашина» историю Могилева. Место выбрано не случайно: предприятие расположено недалеко от автовокзала, а вокзал – это, как известно, ворота города – первое, что видят люди, которые в этот город приезжают. Таким образом, они не только смогут заочно познакомиться с летописью областного центра, но и составить план осмотра достопримечательностей. Эта идея вызвала массу обсуждений, однако, как известно, в споре рождается истина – не исключено, что нарисованные «Врата города» все же откроются для гостей Могилева.
Тему художественного оформления города подхватило общественное объединение «Русское культурно-просветительское общество», предложив провести фестиваль культуры и творчества «Жар-цвет». Выставка скульптуры и тематические встречи приурочены ко Всемирному дню культуры – 15 апреля. А на декабрь 2013 года запланирована выставка работ могилевских художников в галерее имени П. В. Масленикова. Ее инициатор – Могилевская областная организация Союза художников Республики Беларусь. Эту мысль подхватили и скульпторы. Прямо в ходе презентации возникла идея установить в городе скульптуру влюбленных. Хоть она и не была заявлена как проект, но ее поддержали многие. Товарищество белорусского языка также не осталось в стороне программы «окультуривания» Могилева. По их проекту каждый из горожан, пользующихся общественным транспортом, может включиться в этот процесс – в троллейбусах предложили разместить стихи белорусских авторов. Репертуар можно регулярно менять, посвящать определенному времени года или празднику. Данный проект был признан самым простым для реализации. Также, по мнению экспертов, не вызовет сложностей проведение рекламно-телевизионного флешмоба.
Бренд Могилева
А вот поиск главной «фишки» города, по предварительным оценкам, станет самым дорогим и сложным в реализации. Не зря даже жители столицы до сих пор не определились со своим брендом. Тем не менее, авторы проекта уверены, что собственный бренд нужен не только Минску и привели в пример небольшой уральский город Кын с населением всего 1000 человек.
Идеи от «Экопроекта»
Международная общественная организация «Экопроект» представила сразу три идеи: создание интерактивной карты города, проведение КЛАССных часов «Культурнае i прыроднае асяроддзе для устойлівага развіцця Магілёва» и подготовка к 300-летию могилевского общественного деятеля 18-го века Георгия Конисского.
К культуре – по аллее памяти
Авторы самого искреннего проекта предложили посадить аллею памяти возле Могилевского детского хосписа. Каждое дерево будет символизировать душу умершего ребенка. Идея вызвала горячее обсуждение: часть экспертов высказала мнение, что такая аллея может быть бесконечной. В то же время сами авторы полагают, что проект необходим, поскольку подчеркнет, что памяти достойны не только герои и общественные деятели, но все люди – это один из важных элементов культуры памяти, на которую и делают упор авторы.
О судьбе проектов
Начальник отдела идеологии Могилевского горисполкома Алла Галушко заметила, что каждый проект достоин того, чтобы заразить всех могилевчан и быть осуществленным уже завтра, хотя бы потому, что сами могилевчане стремятся сделать свой город, свой дом лучше, ярче и уютнее!