Шуплецова, Ю. Могилевский тромбонист в оркестре Спивакова : [Александр Демиденко с 2014 года – музыкант Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова] / Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2014. — 24 июня. — С. 9.
Наш земляк Александр Демиденко с 2014 года — музыкант Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Но если бы в свое время преподаватель Могилевского государственного музыкального колледжа Михаил Михлин не разглядел в мальчике потенциал, не было бы его творческого взлета.
— Пришел Саша поступать после года занятий в детской музыкальной школе № 4 г. Могилева. Подготовки у него не было никакой, так сказать, нулевой уровень. Честно признаюсь, я очень рисковал, приняв его в училище. Но то ли интуиция сработала, то ли меня подкупило его горячее желание учиться. Приняли. С самого начала в глаза бросилось его внутреннее стремление к музыке. И уже с первых занятий меня поразило то, что ему ничего не надо было говорить дважды. Не помню случая, чтобы он приходил на урок неподготовленным. И знаете, такого трудолюбия я больше не встречал ни разу. К концу первого года обучения я с удивлением обнаружил: то, к чему наши учащиеся стремятся 4 года, он освоил за один. Я понял, Саша готов принять участие в республиканском конкурсе исполнителей духовых инструментов. Он подготовил программу и стал дипломантом, хотя многие считали, что могилевчанин был достоин победы. Дальше — больше. Учась на 3 курсе, Александр получил 3 премию на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей на медных духовых и ударных инструментах в Краснодаре. Именно тогда его заметил известный профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, народный артист России Виктор Васильевич Сумеркин. Он подошел ко мне и сказал: «Хочу и настаиваю, чтобы этот мальчик поступил ко мне на курс. Но у него должен быть хороший инструмент». А хороший инструмент — это 5-6 тысяч долларов. Естественно, таких денег в семье рабочей и токаря не было физически. И путь был один — поступать в Минск. Что Саша и сделал. Через некоторое время меня разыскал Сумеркин и сурово так: «Где мой музыкант?» Я рассказал все как есть. «Пускай он позвонит», — был ответ. Александр спросил у меня совета, на что я ответил: мол, позвони, отмети скромность, расскажи Виктору Васильевичу, что не потянешь материально ни инструмент, ни проживание в Северной столице. И тогда Сумеркин сказал: «Бросай все и немедленно приезжай. Я дам тебе лучший инструмент и работу».
Так и случилось, и помимо учебы Александр Демиденко стал первым тромбонистом Государственной симфонической капеллы Санкт-Петербурга. После окончания консерватории, чтобы познакомиться с различными школами преподавания, Александр поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс народного артиста России, профессора Анатолия Тихоновича Скобелева. Чуть позже прошел по конкурсу в Московский симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Работал концертмейстером. Это не только творческая профессия, но и серьезное испытание организаторских способностей. Имя молодого белорусского музыканта зазвучало в музыкальных кругах, и наступил момент, когда талантом из Могилева заинтересовался Владимир Спиваков. «Бренд» Спиваков» — это высший уровень мировой музыки, элита мировых музыкантов. И этим все сказано. В этом году могилевчанин, тромбонист Александр Демиденко принят в штат Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
Связавшись с Александром по e-mail, я попросила поделиться впечатлениями о произошедшем.
— Я работаю в коллективе еще не так много времени, чтобы во всех красках рассказать о том, какой Спиваков — человек и музыкант. Так получилось, что, прослушав меня, он на месяц уехал на гастроли. Только недавно у меня была с ним первая репетиция. Впечатления? В свои 70 лет Маэстро очень молодо выглядит. Он чрезвычайно подвижный, спортивный и энергичный. А еще улыбчивый, общительный и жизнерадостный, чем заражает всех вокруг. Всегда крайне уважительно относится к своим музыкантам, да и не только к своим. Помимо прочих талантов, Владимир Теодорович умело передает свою энергию, посыл, эмоции оркестру. Не каждому дирижеру такое удается. Если у музыканта что-то не получается, Спиваков спокойно объясняет и показывает. Самое интересное, что общих репетиций немного. Хотя это, наверное, и не нужно, ведь музыканты из группы самостоятельно тщательно готовятся к репетиции и концерту. Прокофьев, Чайковский, Равель, Хиндемит, Малер, Бриттен, Мендельсон, Верди — вот неполный список композиторов, чьи произведения мы исполнили за непродолжительное время работы в этом замечательном коллективе и будем исполнять на гастролях летом в Перми, Омске, Франции и Германии.
— Самое трудное на новом месте…
— Смена работы — это всегда трудно. Когда тебя еще не знают, смотрят, изучают, оценивают твои деловые и человеческие качества. Ведь для успешного творчества важно и то, как складываются взаимоотношения с коллегами. Даже как ты выглядишь, имеет большое значение, мы же все-таки артисты…
— Тебе довелось учиться у многих замечательных преподавателей…
— Мне посчастливилось быть учеником многих педагогов: Михаила Наумовича Михлина, Сергея Николаевича Проценко, Виктора Васильевича Сумеркина, Виктора Борисовича Баташева, Анатолия Тихоновича Скобелева. Я благодарен им за то, что они привили мне любовь к трудолюбию. Тем, кто хочет чего-то добиться в жизни, нужно что-то для этого делать. Музыкальный мир не стоит на месте, исполнительский уровень постоянно повышается. Нужно ходить на различные концерты, слушать хорошие записи и ежедневно упражняться в игре на своем инструменте. И тогда вам в один прекрасный момент позвонят и скажут: «…а хотели бы вы работать в оркестре Спивакова?..»
— И что ты почувствовал в тот момент?
— Когда в трубке я услышал: «Приноси трудовую книжку», первая моя мысль была: «Мечты сбываются!!!»