Шуплецова, Ю. Все только начинается / Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2006. — 21 снежня. — С. 15.
В конце декабря 2006 года Могилевскому библиотечному техникуму им. А.С.Пушкина исполняется 60 лет. История этого учебного заведения началась в 1946 году, когда Совет народных комиссаров принял решение о создании Минского библиотечного техникума. По причине отсутствия площадей для его размещения в столице БССР он был переведен в Могилев и находился в училище культуры. За время существования техникум несколько раз «кочевал» из Минска в Могилев, и только в 1961 году было построено здание в Могилеве на улице Космонавтов — техникум окончательно обосновался здесь. В 1949 году в связи со 150-летием рождения А.С. Пушкина учебному заведению присвоено его имя.
Накануне юбилея «МВ» побеседовали с директором Могилевского библиотечного техникума Александром ЧУГАЕМ.
— История нашего техникума довольно продолжительная. За 60 лет мы выпустили более 20 тысяч специалистов, многие выпускники остаются работать у нас. Много преподавателей работают более 20 лет. Отмечу, что в республике «конкурентов» у нас нет, мы — единственный библиотечный техникум. Наши ближайшие соседи — питерский и московский техникумы, связи с которыми мы надеемся восстановить уже в ближайшем будущем для стажировки, обмена опытом.
— Принято считать, что библиотечное дело — женская стезя.
— К сожалению, большинство воспринимает нас только как учебное заведение, выпускающее специалистов по одной специальности — библиотечное дело, но мы готовим учащихся и по еще одной — документационное обеспечение, управление и архивоведение. То есть наши выпускники — это и секретари-референты, и делопроизводители, и архивисты. Увы, на сегодняшний момент у нас учат-ся лишь 8 молодых людей на 350 учащихся дневного отделения.
— Востребованы ли выпускники библиотечного техникума?
— Надо сказать, что спрос на наших специалистов растет. И если в прошлом году 92% учащихся на бюджетной основе получили распределение, то в 2006 — 100% и 15 человек, обучавшихся на платной основе.
Приятно отметить, что сотрудники техникума и учащиеся год от года достигают значительных высот как в профессиональном плане, так и в области спорта, науки. На данный момент у нас есть преподаватели, обучающиеся в магистратуре, — это будущие специалисты высшей квалификации. В этом году наша команда по волейболу заняла третье место в областных соревнованиях. Две работы наших преподавателей отправлены на республиканский конкурс методических разработок. С нетерпением ждем результатов, и, думаю, их работы будут обязательно отмечены.
— 60 лет для человека — возраст подведения некоторых итогов, а для учебного заведения?
— Все мы помним слова героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит»: «В 40 лет жизнь только начинается!». Так вот для учебного заведения 60 лет — это тот возраст, когда оно только начинает жить и дышать полной грудью. Уже есть немалый опыт, а еще больше планов. Сейчас мы активно прорабатываем вопрос о реорганизации техникума в колледж с целью улучшения подготовки специалистов. Колледж, в отличие от техникума, предполагает обучение не два, а три года. За этот срок мы сможем дать студентам более полные и глубокие знания по специальности. К тому же получение статуса колледжа позволит нам претендовать на создание двухступенчатой системы образования. Сегодня эта схема работает, но в несколько усеченной форме. По договору с Белорусским государственным университетом культуры в Минске только 15 учащихся по окончании так называемой группы углубленного обучения зачисляются сразу на третий курс вуза. Хотелось бы увеличить количество таких учащихся в несколько раз. Это позволит университету брать на обучение людей, которые уже имеют определенный практический опыт. Наши учащиеся около 5 месяцев за время обучения находятся в библиотеках и узнают свою будущую профессию на практике. Это очень важно.
А ведь зачастую получается так, что выпускник школы приходит учиться в вуз и потом не работает по специальности, потому что нередко на третьем — четвертом курсах студент разочаровывается в выбранной профессии и по окончании не работает в сфере культуры ни дня. Становится обидно и жалко тех денег, которые государство тратит на подготовку специалиста с высшим образованием. А двухступенчатая система образования позволит, с одной стороны, готовить специалистов с более углубленными знаниями, и, с другой стороны, специалист уже с высшим образованием будет уверен, что он останется работать в этой системе и сможет трудиться и в городе, и в агрогородке, и в сельской библиотеке.
— Учитывая, что год близится к завершению, самое время поздравить вас с двойным праздником.
— Спасибо. Я же хочу выразить искреннюю признательность всему коллективу библиотечного техникума. В должности директора я только год и с первого дня ощущаю поддержку и помощь, которую мне оказывают коллеги. Хочу выразить им огромную благодарность за те знания, которые они передают нашим учащимся. Хотелось бы поздравить с 60-летием создания учебного заведения наших учащихся и сказать особенно теплые слова ветеранам техникума, высказать им благодарность за то, что они создали прекраснейший имидж нашему учебному заведению. Ведь до сих пор, приезжая в различные учреждения культуры, а практически в каждом работают наши выпускники, слышишь только самые теплые слова о техникуме и преподавательском коллективе. Всем желаю благополучия, успехов, долголетия и, конечно же, поздравляю с наступающим Новым годом!