Борис Штоколов еще споет с могилевским оркестром

   Зинькевич, Л. Борис Штоколов еще споет с могилевским оркестром  / Лариса Зинькевич // Могилевская правда. — 2000. — 23 июня. 

Легендарному Борису Штоколову, который пел на лучших сценах мира, на фестивале «Могилевская музыкальная весна» аккомпанировал оркестр народных инструментов областной фи­лармонии. Оркестр — «детище» художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Беларуси, декана педфакультета Академии музыки Леонида Иванова. Могилевчанам и минчанам они подарили два прекрасных вечера русского романса, где вместе со Штоколовым пела и солистка нашего оркестра Лена Материнко.

А коллектив Леонида Иванова, где работает 43 человека, между прочим, — студенческий. Музыкан­ты учатся на могилевском педфа- культете Академии музыки, сдают, как и все студенты, зачеты и экза­мены, ходят на занятия. Но ребят язык не поворачивается назвать «зелеными». Играют они мастер­ски и в последнее время им дове­лось выступать с различными зна­менитостями — известными рос­сийскими домристами Александ­ром Цыганковым и народным ар­тистом России Вячеславом Круг­ловым. С Могилевским оркестром солирует и популярный у нашей публики артист молдавской фи­лармонии флейтист Константин Москович.

После этих концертов поду­малось: а что нам бояться? —го­ворит Леонид Иванов. — И была уже договоренность, что с нами споет Мария Биешу, но не полу­чилось по времени, хотели пригла­сить Елену Образцову. А потом решили — Бориса Штоколова, дав­но он у нас не был. И Борис Тимофеевич согласился.

Хотя об оркестре из Мо­гилева он наверняка ничего не знал?

Нет, конечно. Мы согласо­вали с ним репертуар. Я знал, что Штоколов певец необычный, эмо­циональный, по-своему преподно­сит каждое произведение, импро­визирует во время исполнения. Когда я позвонил в Питер своим друзьям и попросил, чтобы при­слали некоторые ноты, мне они сказали: « Со Штоколовым ты мно­го здоровья потратишь». И, чест­но говоря, я очень боялся, гото­вился, слушал записи певца. Очень тревожной была первая репети­ция. Но Штоколов спел первое произведение и говорит: «Хорошо! Давайте другое». И я почувство­вал: действительно хорошо! Ис­полнили следующее — он произносит: «Прекрасно!» И так мы с ним с первого раза прошли весь его репертуар. Нам, конечно, лестно было слышать такое. Назавтра Штоколов приходит на вторую ре­петицию и говорит: «Знаете, маэ­стро, я плохо себя чувствую, не распевался, давайте не будем ре­петировать, я лишь вполголоса пройдусь». Ну, думаю, порепети­руем тогда в Минске, на сцене филармонии, перед концертом. Посадил я в столице оркестр, ра­зыгрались, а Штоколов заявляет: «Будем сразу на концерте рабо­тать». Так что, по сути, у нас была всего одна репетиция.

А в Минске зритель музыкаль­но воспитанный. Штоколов сам показал, что концерт прошел очень хорошо, когда вывел меня на сце­ну, обнял и поцеловал.

Мы сняли концерт на видео­кассету, сфотографировались со Штоколовым на память. Он дарил ребятам свои книги, подписывал программки. Мы договорились, что споем с ним еще в Карелии на фестивале народной музыки, ко­торый пройдет с 26 августа по 5 сентября. Планируется наш кон­церт со Штоколовым и в Санкт- Петербурге.

— Вы показали, что и в об­ластном центре можно сделать оркестр не хуже столичного…

Мы привыкли, что все са­мое лучшее, самое сильное в столице. А надо заниматься здесь! Не сочтите за нескромность, но мне хочется сказать словами Михаила Финберга: «Оркестров народных инструментов такого уровня, как в Могилеве, в республике нет».

Мы не отбираем ребят в ор­кестр, мы их просто принимаем на учебу в Академию музыки. У меня играют все студенты. Они в силе, систематически работают и кому играть, как не им? Когда же это становится просто работой — то немножко надоедает. А мы еще творим, ищем, нам интересно.

— А у зрителей есть сегод­ня потребность в музыке? Или все «зациклены» на выжива­нии?

Вот уже 2 года, как мы вы­ступаем, я всегда с тревогой думаю: будет публика или нет? Только на одном концерте у нас были проблемы со зрителями.

А так все выступления про­ходят при полных залах, и принимают нас хорошо. Репертуар у нас очень большой. В этом году мы сделали 3 программы — с Кругловым, Штоколовым и орке­стровую. Есть произведения, ко­торые мы еще не исполняли на публике. Поют с нами бывшие наши земляки Нина Шарубина, Олег Ковалевский, сейчас будет солировать солистка нашего ор­кестра домристка Оля Дубовская, лауреат уже 2-х международных конкурсов. Готовим репертуар с Константином Московичем. На республиканском радио около 2,5 часов музыки записали. Так что потихонечку выходим на «орби­ту».

— Осталось только за границу на гастроли съездить?

Знаете, я отношусь к этому спокойно и загранице тоже дать не хочу. Для того, чтобы поехать за рубеж, надо, допустим, взять 25 человек из оркестра, а половину оставить дома. Кто-то будет обижаться, а кто-то радоваться. Зачем это надо? Хотите — берите нас такими, какие мы есть, не хотите — не нужна нам та заграница…

КСТАТИ: в этом году могилевский педфакультет Академии музыки отмечает свое 10-летие. 20 июня дипломы об окончании здесь получил уже 6-й выпуск студентов, а чуть раньше у нас впервые защитились 2 дирижера — Оксана Ковалева из Климович и Наталья Садковская из Постав. Часть выпускников разъедется по регионам республи­ки. Но большинство останется работать в Могилеве и области. Haм очень нужны кадры с высшим образованием.