Зинькевич, Л. Борис Штоколов еще споет с могилевским оркестром / Лариса Зинькевич // Могилевская правда. — 2000. — 23 июня.
Легендарному Борису Штоколову, который пел на лучших сценах мира, на фестивале «Могилевская музыкальная весна» аккомпанировал оркестр народных инструментов областной филармонии. Оркестр — «детище» художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Беларуси, декана педфакультета Академии музыки Леонида Иванова. Могилевчанам и минчанам они подарили два прекрасных вечера русского романса, где вместе со Штоколовым пела и солистка нашего оркестра Лена Материнко.
А коллектив Леонида Иванова, где работает 43 человека, между прочим, — студенческий. Музыканты учатся на могилевском педфа- культете Академии музыки, сдают, как и все студенты, зачеты и экзамены, ходят на занятия. Но ребят язык не поворачивается назвать «зелеными». Играют они мастерски и в последнее время им довелось выступать с различными знаменитостями — известными российскими домристами Александром Цыганковым и народным артистом России Вячеславом Кругловым. С Могилевским оркестром солирует и популярный у нашей публики артист молдавской филармонии флейтист Константин Москович.
— После этих концертов подумалось: а что нам бояться? —говорит Леонид Иванов. — И была уже договоренность, что с нами споет Мария Биешу, но не получилось по времени, хотели пригласить Елену Образцову. А потом решили — Бориса Штоколова, давно он у нас не был. И Борис Тимофеевич согласился.
— Хотя об оркестре из Могилева он наверняка ничего не знал?
— Нет, конечно. Мы согласовали с ним репертуар. Я знал, что Штоколов певец необычный, эмоциональный, по-своему преподносит каждое произведение, импровизирует во время исполнения. Когда я позвонил в Питер своим друзьям и попросил, чтобы прислали некоторые ноты, мне они сказали: « Со Штоколовым ты много здоровья потратишь». И, честно говоря, я очень боялся, готовился, слушал записи певца. Очень тревожной была первая репетиция. Но Штоколов спел первое произведение и говорит: «Хорошо! Давайте другое». И я почувствовал: действительно хорошо! Исполнили следующее — он произносит: «Прекрасно!» И так мы с ним с первого раза прошли весь его репертуар. Нам, конечно, лестно было слышать такое. Назавтра Штоколов приходит на вторую репетицию и говорит: «Знаете, маэстро, я плохо себя чувствую, не распевался, давайте не будем репетировать, я лишь вполголоса пройдусь». Ну, думаю, порепетируем тогда в Минске, на сцене филармонии, перед концертом. Посадил я в столице оркестр, разыгрались, а Штоколов заявляет: «Будем сразу на концерте работать». Так что, по сути, у нас была всего одна репетиция.
А в Минске зритель музыкально воспитанный. Штоколов сам показал, что концерт прошел очень хорошо, когда вывел меня на сцену, обнял и поцеловал.
Мы сняли концерт на видеокассету, сфотографировались со Штоколовым на память. Он дарил ребятам свои книги, подписывал программки. Мы договорились, что споем с ним еще в Карелии на фестивале народной музыки, который пройдет с 26 августа по 5 сентября. Планируется наш концерт со Штоколовым и в Санкт- Петербурге.
— Вы показали, что и в областном центре можно сделать оркестр не хуже столичного…
— Мы привыкли, что все самое лучшее, самое сильное в столице. А надо заниматься здесь! Не сочтите за нескромность, но мне хочется сказать словами Михаила Финберга: «Оркестров народных инструментов такого уровня, как в Могилеве, в республике нет».
Мы не отбираем ребят в оркестр, мы их просто принимаем на учебу в Академию музыки. У меня играют все студенты. Они в силе, систематически работают и кому играть, как не им? Когда же это становится просто работой — то немножко надоедает. А мы еще творим, ищем, нам интересно.
— А у зрителей есть сегодня потребность в музыке? Или все «зациклены» на выживании?
— Вот уже 2 года, как мы выступаем, я всегда с тревогой думаю: будет публика или нет? Только на одном концерте у нас были проблемы со зрителями.
А так все выступления проходят при полных залах, и принимают нас хорошо. Репертуар у нас очень большой. В этом году мы сделали 3 программы — с Кругловым, Штоколовым и оркестровую. Есть произведения, которые мы еще не исполняли на публике. Поют с нами бывшие наши земляки Нина Шарубина, Олег Ковалевский, сейчас будет солировать солистка нашего оркестра домристка Оля Дубовская, лауреат уже 2-х международных конкурсов. Готовим репертуар с Константином Московичем. На республиканском радио около 2,5 часов музыки записали. Так что потихонечку выходим на «орбиту».
— Осталось только за границу на гастроли съездить?
— Знаете, я отношусь к этому спокойно и загранице тоже дать не хочу. Для того, чтобы поехать за рубеж, надо, допустим, взять 25 человек из оркестра, а половину оставить дома. Кто-то будет обижаться, а кто-то радоваться. Зачем это надо? Хотите — берите нас такими, какие мы есть, не хотите — не нужна нам та заграница…
КСТАТИ: в этом году могилевский педфакультет Академии музыки отмечает свое 10-летие. 20 июня дипломы об окончании здесь получил уже 6-й выпуск студентов, а чуть раньше у нас впервые защитились 2 дирижера — Оксана Ковалева из Климович и Наталья Садковская из Постав. Часть выпускников разъедется по регионам республики. Но большинство останется работать в Могилеве и области. Haм очень нужны кадры с высшим образованием.