Сергейчик, Ю. Путь к себе : [беседа с художником Юрием Сергейчиком, выставка работ которого проходит в Центральной городской библиотеке им. К. Маркса] / Юрий Сергейчик ; беседовала Антонина Близнюк, фото Галины Гаврилович // Могилевская правда. — 2015. — 26 февраля. — С. 1.
О том, где искать вдохновение и как передать его другим, молодой талантливый художник Юрий Сергейчик знает лучше других. В этом могилевчане и гости города могут убедиться, познакомившись с его оконной выставкой в могилевской Центральной городской библиотеке им. Карла Маркса. 12 картин, созданных в порыве вдохновения, рассказывают о таинственном и прекрасном мире, в котором мы с вами живем, о людях, которые нас окружают.
Юрий Сергейчик учился в могилевской средней школе №2 в классе с архитектурно-художественным уклоном. В 2013 году окончил Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова, работал преподавателем Новогрудской школы искусств. Сейчас учится на первом курсе Белорусской государственной академии искусств по специальности «художник по фильмам». В свои 22 года он не раз становился участником республиканских и международных выставок. Его работы хранятся в фондах Минского государственного художественного колледжа имени А.К. Глебова, БГАИ, а также в частных коллекциях Голландии, России, Украины, Беларуси. Нам удалось пообщаться с художником и разузнать о его творческих поисках, о мастерской мечты и природе вдохновения…
— Юра, когда ты понял, что имеешь особый талант к рисованию?
— Мои родители поняли это гораздо раньше, чем я. Поэтому и отдали в школу с художественным уклоном. Я же просто занимался тем, что нравилось. О том, что хочу стать художником, подумал, когда уже появились какие-то первые серьезные результаты, когда мои работы стали получаться лучше, чем я этого ожидал, когда стал принимать участие в выставках. Я благодарен своим учителям, которые со мной работали, подбадривали меня, заставляли расти. Благодарен родителям, которые не перестают в меня верить и всячески помогают мне.
— Это твоя первая персональная выставка?
— Нет, моя первая персональная выставка прошла во время учебы в Минске, в библиотеке №5. Эта — вторая. Конечно, я осознаю, что мне еще нужно многому научиться, обрести свой стиль. Я только начинаю пробовать свои силы, нахожусь в творческом поиске. Хотя иногда знакомые говорят, что узнают меня по моим работам. Одни говорят, что лучше всего у меня получаются пейзажи. Другим больше по вкусу портреты. А мне нравится рисовать и то и другое… Наверное, поэтому в последних своих работах я соединяю портреты и пейзажи…
— В какой технике ты предпочитаешь работать?
— В основном пишу маслом. Иногда работаю с соусами, некоторые картины рисую в карандаше. Карандашом работать более привычно, но с маслом выходит больше глубины. Вообще, на мой взгляд, не важно, чем рисуешь, мне нравится, когда в процессе работы какая-то случайность меняет все, что было задумано до этого, и картина получается лучше, чем ожидаешь…
— Ты всегда рисуешь по вдохновению? Или случалось творить «по заказу»?
— Знакомые, друзья часто просят нарисовать их портреты, но это не значит, что их я рисую без вдохновения. Мне нравится изображать людей. В Новогрудской детской школе искусств ученики часто подбегали ко мне на переменках и просили их нарисовать. Порой портрета по три в день делал! Вообще мне очень понравилось работать с детьми. Интересно наблюдать за процессом обучения, за тем, как дети делают свои первые попытки в творчестве и у них что-то начинает получаться. Становится приятно от того, что ты как-то причастен к этому. Я проработал в детской школе искусств всего год, в принципе мог бы там и остаться. Но нужно идти дальше.
— В каких условиях ты привык работать? Тебе нужно уединение для творчества?
— Нужно, чтобы никто не мешал. Критика готовой работы воспринимается гораздо легче, чем тогда, когда картина еще не завершена. Чужие слова сбивают, перенаправляют, путают. Как можно делать какие-то выводы и давать советы, если я сам еще не знаю, что получится? Именно поэтому художники обзаводятся своей мастерской. Я, к сожалению, пока этого не могу себе позволить.
Мастерская моей мечты — это большое помещение, в котором много света. Там можно и работать, и отдыхать. Когда туда приходишь, сразу появляется вдохновение… Вообще условия, в которых мы находимся, очень влияют на нас, на результат работы. Точно так же, как влияют на нас круг общения, страна, в которой мы живем, культура. Взгляните, как сильно отличаются работы авторов из разных стран — например, на картинах восточных живописцев много цвета, их работы яркие, насыщенные. Наши художники используют темные цвета, работы их более серьезные, глубокие…
— Кто из художников тебе больше всего нравится? И что ты хотел бы почерпнуть у них?
— Из современных белорусских — Константин Качан, Игорь Бархатков. Очень люблю старых художников. Например, Левитан — замечательный пейзажист. Нравится, как он отражает атмосферу, нравится его минимализм. Люблю Семирадского — особенно как он передает в своих картинах свет, настроение, его фигурные композиции. Обожаю Леонардо да Винчи — когда изучал его творчество по книжкам, думал, что этот художник просто символ, громкое имя. Но когда увидел картины Леонардо в Эрмитаже, пришел в восторг. Это потрясающий мир, другое пространство. Не понимаешь, как это сделано, там столько тайн..
— Ты, наверное, мечтаешь когда-нибудь стать известным и выставляться в лучших галереях мира?
— Так далеко я в своих планах еще не заглядывал. Пока занят тем, что ищу пути выражения себя, ищу, в каком направлении мне двигаться дальше. Когда я готовил свою первую выставку, в процессе уже понимал, что у меня не так, над чем мне нужно работать. Для меня важно передать свои мысли и чувства людям. Не просто сделать так, чтобы все смотрелось красиво и стильно, а чтобы мои усилия не были напрасными, чтобы посетители выставки уловили то, что я хочу им сказать. Поэтому буду дальше работать над собой. Художник не может остановиться на каком-то уровне и сказать: «Все, я мастер!» Творчество — это бесконечный процесс, нужно постоянно развиваться. Как говорил Дали: «Не бойся достичь совершенства, тебе его не достичь никогда»…