Изобретатель от бога

   Гришанова, Л. Изобретатель от бога : [Давид Лаврентьевич Колесников — заслуженный изобретатель БССР] / Людмила Гришанова // Могилевская правда. — 2016. — 14 июля. — С. 13.  

В Могилевском областном краеведческом музее на стенде, посвященном развитию промышленности в довоенном Могилеве, среди других красуется фотография моложавого белокурого мужчины. Давид Колесников — рационализатор-самоучка, изобретения которого облегчали тяжелый труд сотен рабочих. Давиду Лаврентьевичу, первому рационализатору в республике, в 1960 г. присвоили почетное звание «Заслуженный изобретатель БССР» с вручением золотой медали.

«Университеты» Колесникова

Родился Давид Лаврентьевич в 1890 г. в д.Антоновка Голеневской волости. Семья его родителей, состоявшая из 10 человек, жила бедно. От недоедания умерла сестра Зинаида, шестилетним скончался младший брат Петр. Несмотря на нищету, Давид окончил 3 класса церковно-приходской школы, давшей ему азы знаний для конструирования. С детства придумывал разные полезные приспособления «из палочек- проволочек» и даже лепил их из глины. 14-летним подростком поступил учеником в мастерские братьев Мазья, с которых начинался будущий завод «Строммашина». Давид трудился по 14–15 часов в сутки летом и по 10–12 часов – зимой: монотонно вращал короб примитивного приспособления для приведения в движение токарного  станка. Парнишка накручивал его то левой, то правой рукой, познавая на собственном опыте «прелесть» рутинного ручного труда. В обязанности подмастерья входило дежурство по мастерской с уборкой рабочих мест, охраной имущества и заливкой керосина в лампы для освещения цехов. Как-то Колесников не нашел банку для розлива керосина, вместо нее взяв в инструментальном ящике кружку с делениями. И тут же получил хозяйский подзатыльник, от которого потерял сознание. Не стерпев крики и битье, Давид перелез через забор и сбежал к родителям в деревню. Мать завела сына в каретную мастерскую, где за обучение ремеслу пришлось заплатить вперед за год 30 рублей. Давид работал молотобойцем, потом—кузнецом, доводилось ковать ограды для церквей. Парень ездил наниматься на военное строительство в Вильно, трудился в Петрограде на Путиловском заводе. С началом Первой мировой войны Колесникова комиссовали из армии по болезни.

После Октябрьской революции Давид Лаврентьевич работал на металлургическом комбинате, где выпускались ручные гонторезки. Колесников усовершенствовал механизм, применив мотор для приведения его в движение. Производительность труда гонторезки за смену увеличилась более чем в 30 раз. Изобретателя премировали за «полет мысли». Но он остро чувствовал недостаток знаний, поэтому стал заниматься на дому с учителем математики, изучал черчение, до полуночи просиживал за учебниками.

Вместо гвоздя… машина

Первыми изобретениями Колесникова, которые внедрили в производство, стали гонторезка, льномялка (для Оршанского льнокомбината), глиномялка, кирпичерезательный столик и другие. «Звездный час» Давида Лаврентьевича наступил во время его работы на кожзаводе им.Сталина, строительство которого в Могилеве завершилось в 1930 году. На предприятие стали поступать свиные кожи, жесткую щетину с которых  вначале выдергивали загнутым железным гвоздем, позже удаляли при помощи электромашинки. От ее вибрации у работниц отнимались руки, болела голова. Причем брала она  только высокую щетину. Тогда  Народный комиссариат легкой промышленности СССР объявил конкурс на изобретение щетино-дергательной машины. Ее разработка  стала для Колесникова делом чести. Он рассказывал, что идея пришла к нему, когда от сильного взмаха расческой выхватил из своего чуба клок волос. Решил попробовать выдергивать щетину с помощью металлических гребешков. Работа над машиной заняла у него около двух лет. Сделал три варианта чертежей. Сконструировал механизм по принципу движущегося стола с двумя пружинными валами: нижний подавал кожу, верхний снимал щетину. Изобретатель сам выполнял токарные, литейные, кузнечные работы, подбирал и монтировал детали. Но комиссия из Москвы забраковала первый опытный образец, дескать, валы вырывают щетину с корнем, что портит кожу. Рационализатор изменил нажим валов: в результате корни оставались, а щетина отделялась пучками. Так впервые в мире в 1939 г. Колесников изобрел щетино-дергательную машину, которая заменила труд 40 рабочих. Давиду Лаврентьевичу выдали авторское свидетельство и вызвали телеграммой в Москву. 2 сентября 1940 г. в Кремле изобретателю из Могилева «всесоюзный староста» Михаил Калинин вручил орден Ленина. В том же году Наркомат легкой промышленности СССР принял решение о выпуске промышленных образцов машины для широкого использования в производстве. Работу над усовершенствованием этого агрегата Колесников продолжал практически всю жизнь.

Электромолот для Победы

В мае 1941 г. Давид Лаврентьевич тяжело заболел: отнялись руки и ноги. Его лечили лучшие врачи Могилева, а потом орденоносца отправили в Московскую экспериментально-нервную клинику под наблюдение известного профессора. Начало войны застало Колесникова на больничной кровати. Едва встав на ноги (ему дали 2-ю группу инвалидности), отправился домой на поиски жены и сына. Было начало июля 41-года, Могилев мужественно оборонялся, и трудно даже представить, каким чудом добрался он сюда! Семью нашел в деревне на Шкловшине и уехал в эвакуацию.

В Балахнинском ремесленном училище энергетиков Колесников, работая мастером с августа 1941 по март 1944 года, участвовал в ремонте и восстановлении оборудования, необходимого для нужд обороны страны, что-то конструировал и изготавливал собственными руками. Он изобрел простой в эксплуатации и оригинальный по конструкции двусторонний ковочный электромолот с 52 автоматическими ударами в минуту, принятый техкомиссией в феврале 1942 года. А в декабре 1943 г. Колесникова откомандировали для изготовления молота той же конструкции на танковый завод в г.Сормово Горьковской области.

«Нет предела совершенству»

После возвращения в августе 1944 г. из эвакуации в Могилев по отзыву с кожевенного завода им.Сталина изобретателя (с начальным образованием!) назначили главным механиком предприятия. С фронта возвращались специалисты, и через три года Давида Лаврентьевича перевели мастером механического цеха, еще через два – бригадиром экспериментального цеха. В послевоенное время Колесников производил испытания 200-килограммового молота на Минском кожевенном заводе, после которого его детище приняли в эксплуатацию в Белоруссии. При усовершенствовании машины для выдергивания щетины автор сконструировал приспособление для более высокой растяжки кожи.

«Данное изобретение (щетино-дергательная машина – авт.), по существу, положило начало практической механизации и автоматизации кожевенных заводов не только в нашей стране, но и за  ее пределами, – констатировали в ходатайстве во Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов об увеличении размера персональной пенсии Колесникова (в 70-летнем возрасте талантливый самоучка вышел на заслуженный отдых). – Щетино-дергательную машину изготавливают на Орловском машиностроительном заводе. Экономия от использования одной машины составляет в среднем 10 тысяч рублей в новом исчислении или 1 млн. рублей от использования 100 машин».

Вторым орденом Ленина Колесникова наградили в 1949 году. За демонстрацию щетино-дергательной машины на ВДНХ в Москве Дипломом III степени поощрили изобретателя и коллектив кожевенного завода. Давид Лаврентьевич изобрел сотни полезных приспособлений и механизмов. О его деятельности печатали очерки в центральной прессе, издали книгу «Путь рационализатора», снимали документальный фильм «Человека ведет мечта». Заслуженного новатора избирали депутатом городского и областного Советов депутатов трудящихся, Верховного Совета БССР.

– У дяди Давида голова всегда была забита идеями, – рассказывает племянница Майя Калечиц (Просолович), которая жила в доме дяди с 12 лет и до замужества.

– Давид Лаврентьевич был человеком большой души, ярым коммунистом, отдавшим Родине талант и силы, – добавляет родственник Юрий Екимецкий.