«Научить учиться» — главная задача

   Соколовская, В. «Научить учиться» — главная задача : [в Могилеве прошла областная августовская конференция педагогов] / Валентина Соколовская // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 30 августа. — С. 1, 8—9.

В Могилеве прошла областная августовская конференция педагогических работников «Образование — стратегический ресурс устойчивого развития региона».

Началась ее работа с участием представителей руководства области, Министерства образования республики, председателей горрайисполкомов Могилевщины, других почетных гостей с посещения одной из крупнейших и лучших школ областного центра — СШ №40, где обучается 1400 учащихся, работает 115 педагогов. В учебном заведении апробировано и внедрено в практику работы 13 инновационных проектов Министерства образования Республики Беларусь.

В просторном фойе учебного заведение впечатляла выставка достижений учреждений образования Могилева: печатные работы, фото- и видеоматериалы, макеты, плакаты, стенды рассказывали об успешно реализуемых инновационных образовательных проектах, о достижениях в конкурсах и олимпиадном движении. Интересными были площадки школьных музеев; детского творчества, посвященного Году культуры, благоустройству и обновлению родного городе и др. Начальник управления образования, спорта и туризма Мог горисполкома Ирина Новикова ознакомила гостей с развитием учреждений образования города, с их подготовкой к новому учебному году.

На площади у Дворца гимнастики участников мероприятия встретила музыкой, яркими поделками декоративно-прикладного и технического творчества, концертными номерами ярмарка талантов учащихся учреждений дополнительного образования. Особенно впечатляла презентация работы детско-юношеских школ, учащиеся которых эффектно демонстрировали свое мастерство в фехтовании, борьбе, легкой атлетике… Праздничной атмосфере способствовала и отличная погода. Участники конференции ознакомились с работой Дворца гимнастики.

Посетили они и дошкольный центр развития ребенка №1, славящийся отличными условиями для ребят, передовыми образовательными технологиями, успешным сотрудничеством с родителями.

Заседание расширенной коллегии управления образования облисполкома проходило на базе МГУ им. А.А.Кулешова. Участников мероприятия тепло поздравил с предстоящим началом нового учебного года заместитель председателя облисполкома Валерий Малашко. Он подчеркнул высокую миссию педагога — формировать достойного гражданина своей страны. «Мотивированная, образованная, активная молодежь — это, по сути, стратегический ресурс развития любой страны. И от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства — прогресс или деградация общества», — привел он убедительную цитату из выступления Президента страны на 5-м Всебелорусском собрании.

Зампредоблисполкома тезисно обозначил задачи, которые стоят перед образованием в воспитании, обучении подрастающего поколения. И прежде всего педагоги должны быть высокопрофессиональными специалистами, ответственными за судьбу каждого учащегося. Валерий Анатольевич обратился к руководителям регионов области с просьбой оказывать учителям всестороннюю поддержку и в первую очередь — молодым специалистам. Проинформировал о том, что в Совете Министров Республики разрабатываются меры повышения престижности педагогического труда. Уже до 1 ноября правительство обещает внести ряд предложений по стимулированию труда учителей.

Требование современной действительности — это практикоориентированность обучения еще в школе, заметил Валерий Малашко, к 10-му классу каждый ученик должен определиться с будущей профессией.

Интенсивно развивающаяся, экономика, новые технологии требуют высококвалифицированных кадров. И задача образования — обеспечить их подготовку, следует поднимать авторитет человека труда, развенчивать миф о непристиж- ности рабочих специальностей.

В учреждениях образования должны быть созданы условия для активной деятельности родителей: партнерство школы и семьи — залог успешного будущего детей.

Зампредоблисполкома призвал работников органов управления образования результативнее работать по реализации требований Декрета Президента страны №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Следует активнее вести работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предотвращению суицидального поведения, прививать детям навыки безопасного поведения, здорового образа жизни. Необходимо убедительнее разъяснять населению суть оптимизации учреждений образования, ее необходимость. Затронул он и ряд других актуальных вопросов.

Начальник управления образования облисполкома Владимир Рыжков в своем выступлении всесторонне проанализировал работу органов и учреждений образования в прошлом учебном году и акцентировал внимание на задачах в 2016/2017-м.

Он отметил достаточно высокий кадровый потенциал педагогических работников Могилевщины. 92,4% их имеют высшее образование. Это третье место среди регионов республики. Расширение целевого приема до 40% от контрольных цифр набора на педагогические специальности, а также снятие ограничения для желающих обучаться на условиях целевой подготовки по месту их проживания, позволили увеличить целевой набор в вузы и обеспечить педагогами учреждения образования, расположенные в сельской местности, в полном объеме.

Состояние общего среднего образования, его качество оценивается по ряду факторов. Одни из них радуют. Но некоторые позиции требуют повышенного внимания. 27% 11-классников окончили прошлый учебный год со средним баллом аттестата более 8,5, что выше показателя 2010 года на 11%. Выдано 311 аттестатов особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью. Эго больше, чем в предыдущем году. В нынешнем году и наибольшее количество 100-балльных результатов по ЦТ 32 (в 2014-м — 7, в 2015-м 24), В лидерах гимназии №3 г .Бобруйска, двое учащихся которой (Ирина Ивах и Анна Зыкова) показали 100-балльные реэультагы по всем трем предметам. Наивысший средний балл ЦТ среди учреждений образования области (35,34 у выпускников областного лицея №3. Кстати, это учебное заведение уже на протяжении ряда лет лидирует и в олимпиадном рейтинге.

Говоря о необходимости развития системы образования, Владимир Рыжков обозначил его базовые, как считает он, направления. Важнейшее из которых, учитывая стремительный рост объема знаний, не заставлять зубрить, выучивать наизусть учебники, а учить ребят учиться. Требуют совершенствования образовательные программы, профессионально ориентированная работа.

Что касается учреждений профессионально-технического образования, то в этом году планируется осуществить прием учащихся на рабочие профессии по 75 квалификациям (на уровне прошлого года). Первым рабочим местом в этом году обеспечено 98% выпускников учреждений ПТО и ССО. «Необходим новый, более эффективный механизм социального заказа, заметил Рыжков, — четкое распределение огветсгвенности между профессиональным образованием и рынком труда для того, чтобы система образования могла более гибко и динамично адаптироваться к реалиям экономики».

Определенные устойчивые позиции отмечаются в системе дошкольного образования. Доступность его учреждений в значительной степени обеспечивается за счет возвращения в сеть используемых ранее не по назначению объектов, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами жителей регионов Могилевщины. От современного руководителя требуется не только грамотно управлять образовательным процессом, но и уметь привлекать дополнительные ресурсы, которые способствовали бы развитию учреждения. Положительный пример такой деятельности — ГУО «ДЦРР №1 г. Могилева».

Работа по созданию в дошкольных учреждениях здоровьесберегающих условий, обеспечению качественного питания способствует тому, что наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа дней, пропущенных одним ребенком по болезни. В области этот показатель лучше среднереспубликанского.

99,5% детей с особенностями психофизического развития охвачено специальным образованием. Обеспечивается максимально возможное вовлечение их в образовательный процесс основного и дополнительного образования. Ведется системная работа по развитию творческих способностей таких ребят. Немаловажно, что учреждения специального образования области являются республиканскими площадками для обмена опытом и обсуждения перспектив развития специального образования.

Владимир Владимирович проанализировал состояние воспитательной работы, развитие дополнительного образования, учреждения которого посещают более 55% детей и подростков области. Это лучший показатель в стране. Свыше 35 тысяч учащихся занимаются в различных секциях и кружках спортивной направленности. На высоком уровне выступают юные спортсмены Могилевщины на республиканских и международных состязаниях.

Мероприятия по профилактике социального сиротства, реализуемые в текущем году, сохранили семьи более чем для 100 детей.

За последние пять лет при сокращении количества учащихся на селе на 3,5 тысячи человек закрыты 76 и реорганизованы 46 учреждений общего среднего образования. Остро стоит вопрос о сведении к минимуму в сельской местности количества классов с малой наполняемостью (до 5 человек). В прошлом учебном году только в 8 районах области отсутствовали классы с одним учеником.

Много интересных предложений по совершенствованию обучения в современных условиях было высказано участниками конференции -представителями различных учебных заведений.

— Системе образования Могилевской области есть чем гордиться, -сказал, подводя итог обстоятельному разговору по актуальным вопросам важнейшей отрасли на территории Могилевщины, заместитель министра образования республики Сергей. Рудый. Он отметил полное выполнение на Могилевщине установленных правительством стандартов образования, разнообразную разветвленную сеть его учреждений, рост образовательного уровня педагогов-до школьников, мастеров производственного обучения, увеличение доходов в первом полугодии 2016 года от внебюджетной деятельности (108% к уровню такого же периода года предыдущего), высокий процент трудоустройства выпускников учреждения ПТО и ряд других достижений.

Вместе с тем он заострил внимание на проблемах, требующих особого внимания. «Но недостатки эти фрагментальные, решаемые. В целом же система образования работает успешно», — констатировал Сергей Валентинович. В новом учебном году задачи перед педагогами стоят сложные, и успешное их решение зависит от ответственного отношения каждого к результатам своей работы, подчеркнул замминистра. От министра образования Республики Беларусь Михаила Анатольевича Журавкова он передал слова сердечной благодарности всем педагогам Могилевщины за успешное завершение учебного года 2015/2016.

Под аплодисменты зала лучшим педагогам области вручались награды и цветы. Почетной грамоты Совета Министров Республики Беларусь удостоена Людмила Николаевна Гетманова, учитель биологии УО «Могилевский государственный областной лицей N21».

Нагрудным знаком Министерства образования РБ «Отличник образования» награждены:

Владимир Владимирович Рыжков, начальник управления образования Могилевского областного исполнительного комитета;

Виктория Николаевна Гладкова, педагог дополнительного образования учреждения образования «Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж»;

Павел Владимирович Побегаев, художественный руководитель заслуженного коллектива Республики Беларусь «Веселые нотки» государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества «Эверест» г. Могилева»;

Валентина Егоровна Малашонок, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома.

Труд более 70 педагогов области отмечен специальными дипломами Могилевского облисполкома за высокие достижения в подготовке победителей республиканской олимпиады 2016 года по учебным предметам. Вручались и другие награды.

Порадовал всех и замечательный концерт.