Кубека, В. …И холдинг заработал / Виктор Кубека // Магілёўскія ведамасцi. — 2016. — 18 октября. — С. 14.
Почти два года назад при нашей последней встрече нынешний генеральный директор ОАО «Химчистка и стирка белья» Игорь Журун заметил, что вот-вот ожидается решение властей о создании холдинга «Могилевбытсервис», управляющей компанией которого станет руководимое им предприятие. Событие неординарное. И прежде всего потому, что подобные формирования в сфере бытового обслуживания в республике уже были. А эффективность их работы вызывала определенные сомнения.
Сначала в холдинг вошли лишь пять предприятий «бытовки»: кроме Могилевской химчистки акционерные общества «Пошив и ремонт обуви», «Торговое автопредприятие», бобруйские «Лилия», занимающееся тоже химчисткой и стиркой белья, и «Рембыттехника». Кроме «Лилии» все они влачили жалкое экономическое существование. Поэтому на холдинг и возлагалась основная надежда по их финансово-производственному оздоровлению.
— Пришлось провести некоторую реорганизацию сразу и внутри нового объединения, — рассказывает сейчас Игорь Леонтьевич. — Поскольку бобруйская «Рембыттехника» была планово убыточной, отказались от набора тех услуг, которые не приносили финансового результата в силу жесткой конкуренции частников. Оставили лишь участок по производству и ремонту ювелирных изделий, присоединив его к «Лилии». Оптимизировали численность коллективов. Централизовали менеджмент, финансовые средства в управляющей компании. И сразу, что называется, почувствовали разницу. А в конце минувшего года приняли в свои ряды еще два открытых акционерных общества — «Глусские бытуслуги» и «Горкибытуслуги», а попросту говоря, тамошние рай-быткомбинаты. Экономическое их положение тоже не блистало респектабельностью.
По поводу респектабельности оценка Журуна кажется весьма завышенной. Ведь во вновь влившихся в холдинг коллективах иногда не находилось даже совсем мизерной суммы, чтобы оплатить мелкие расходы. Трудность органического слития их с другими звеньями объединения еще состояла в том, что «бытовка» районного уровня весьма отличается от городской и по масштабам, и по специфике. И руководителю холдинга пригодился опыт, приобретенный на прежних должностях. Ведь начинал Игорь Леонтьевич в родном Хотимске. Сначала — экономистом в районном потребительском обществе, потом заместителем председателя правления. В дальнейшем в Могилеве пришлось занимать различные ответственные должности и в областном, и в городском управлениях торговли и бытового обслуживания. Свою роль сыграли и два экономических образования, последнее из которых получено в Академии управления при Президенте республики. Поэтому все и получилось, как планировалось. Уже в первый год своего существования «Могилевбытсервис» выполнил все пять прогнозных показателей, вытянув на путь безубыточной работы присоединенные коллективы. Один, правда, еще не вышел на плюсовую рентабельность, зато убытки снизил в шесть (!) раз. И то, что управляющая компания заслужила право быть отмеченной на Республиканской Доске почета, считается вполне правомерным. Если два с половиной года назад предприятия, входящие сейчас в холдинг, имели более полутора миллиардов рублей (до деноминации) убытков, то сейчас имеют столько же прибыли. Динамика, как видим, более чем убедительная.
С достижением производственных показателей появился у холдинга и авторитет объединения, способного решать большие задачи, постоянно стремящегося к внедрению в деятельности новых видов услуг, умеющего заработать и считать каждую копейку. И не случайно «Могилевбытсервису» доверили проведение республиканского семинара с участием руководства отраслевого министерства. А потом на базе Могилевских передовиков прошел и второй республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший работник химчистки», который организуется раз в два года. К слову, как и на первом подобном профессиональном соревновании хозяева не ударили лицом в грязь, а оказались среди его победителей и призеров. И в числе лучших в своих номинациях компетентное жюри назвало работницу химчистки Елену Пинчукову. Эти успехи еще раз подтвердили, что Могилевским бытовикам мастерства не занимать.
Хотя, сетует Игорь Журун, в республике нет учебного заведения, которое готовило бы работников прачечных и химчисток. И если нынче на предприятия холдинга приходят молодые работницы, то профессиональных навыков они набираются непосредственно в коллективах. Сначала трудятся как практиканты, потом — под неусыпным оком наставников, в которые назначаются самые высококвалифицированные и опытные работники. Так и пополняются рабочие кадры. А с появлением вакансий сюда идут охотно. Во-первых, потому, что не бывает в холдинге сбоев с выплатой заработной платы. По конечному годовому результату выплачивается так называемая тринадцатая зарплата. А во-вторых, она действительно заработанная. И, наконец, каждый работник имеет право пользоваться солидным социальным пакетом, который предоставляется согласно коллективному договору.
Конечно, главную скрипку в холдинге играет управляющая компания ОАО «Химчистка и стирка белья». И не столько потому, что она управляющая. Все дело в том, что именно здесь выполняются наибольшие объемы работ и услуг. Скажем, в минувшем году их выполнено и оказано почти на 26 миллиардов рублей. И прибыль от реализации при этом составила более 1,3 миллиарда, что в полтора раза больше в сравнении с результатами года предыдущего. Естественно, в три раза возрос и уровень рентабельности предприятия. Это при том, что у бытовиков существует определенная сезонность в загруженности. И она постоянно сжимается по времени. Если раньше зимнюю одежду для приведения в порядок заказчики приносили начиная с июля, то сейчас спрос на эту услугу только в конце сентября набирает темпы. Бытовики по поводу такой «расторопности» людей шутят, относя медлительность в этом деле на счет глобального потепления. И действительно, в первые дни нынешнего осеннего похолодания выручка химчистки возросла вдвое. Хотя Могилевские бытовики не без гордости констатируют, что тарифы на этот вид услуг у них самые низкие в республике.
Некоторые виды услуг теряют свою популярность. Например, прошла мода на ковры на стенах и на полах жилых помещений — и трудности стали ощущать не только их производители, но и работники химчистки. Если ранее объемы их обновления доходили до тысяч квадратных метров в месяц, то сейчас упали в 3—4 раза. Многие заказчики даже не явились за получением ковровых изделий после их обработки. И несколько десятков ковров просто пришлось выкинуть. Иные, вспомнив, обращаются за вещью через пять лет.
Кстати, работу с такими заказчиками строго регламентируют ведомственные документы. Сначала тех, кто не является за сданными в химчистку или стирку вещами в срок, два месяца оповещают о том, что их следует забрать. Потом в течение полугода предприятие имеет право их реализовывать. Если же и этого не удалось сделать, то они могут быть просто уничтожены.
Эта процедура навела Журуна на мысль организовать свой комиссионный магазин, через который и продавать так называемые «потеряшки». А обязательность стирки и химической обработки бэушных вещей, называемых модным нынче «импортным» словом «сэконд-хэнд», — на необходимость иметь и такую торговую точку. Больших средств для этого не понадобилось, и в минувшем декабре она заработала. Результаты превзошли все ожидания: затраты окупились менее чем за месяц, и сейчас она работает с высочайшей рентабельностью. Люди привыкли доверять нашим бытовикам, поэтому понимают, что сразу после покупки такой вещи ее можно носить, не заботясь о том, чтобы приводить в нужное санитарно-гигиеническое состояние, поскольку она уже прошла самую эффективную обработку.
Вообще Игорь Леонтьевич Журун — человек не только высочайшей компетенции в деле, которому служит, но и думающий, ищущий руководитель. В наше время это весьма востребованное качество, поскольку производственно-экономическая ситуация может меняться быстро. И тут уж нужны такие подходы, чтобы адекватно по времени реагировать на эти изменения. Вот упал спрос на чистку ковров. Выпал существенный сегмент услуг. Но с подачи руководителя быстро была организована химчистка детских колясок, автомобильных кресел для детей, крашение кожаной обуви в ассортименте, подкрашивание замшевых сумок, что и дало возможность сохранить прежние объемы данного вида услуг, составляющего более пятой части от общего количества, и даже несколько увеличить их.
Но чтобы так быстро реагировать, как нынче принято говорить, на вызовы времени, нужно иметь прочную материально-техническую базу. Иначе эта «реакция» потребует весьма значительных средств. Так вот, с самого начала работы Журуна на посту руководителя бытовиков он этой стороне производства уделял приоритетное внимание. И за четыре года вложил в модернизацию десять миллиардов рублей. Из них 211 миллионов — в минувшем году. Такое внимание к совершенствованию производственного и технологического процессов позитивно сказывается и на качестве оказываемых услуг, что тоже весьма важно. Своя незапятнанная браком марка позволяет иметь стабильных постоянных заказчиков, вовлекать в сферу обслуживания новых.
Скажем, львиную долю в объемах услуг акционерного общества занимает стирка белья. Чтобы эта доля постоянно росла, на предприятии используют только химические препараты, произведенные в Италии и Германии. Они, конечно, дороже иных. Зато дают высокое качество. Пробовали и другие, но в сочетании с нашей водой эффект значительно ниже. Поэтому, чтобы не потерять клиентуру, приходится закупать импортные.
При этом уж в чем, а в каком-то расточительстве Журуна упрекнуть никак нельзя. И управляющая компания вопреки ожиданиям некоторых при создании холдинга не стала «дойной коровкой» для экономически слабых предприятий, вошедших в него. Кредиты, которые еще висят на них, сателлиты выплачивают сами, не надеясь и не ожидая доброго дядю. Хотя на депозите «Химчистки и стирки белья» лежат существенные суммы. Такое распределение ролей, считает Игорь Леонтьевич, изживает иждивенчество, подталкивает все коллективы — звенья холдинга к более результативной работе. Что и продемонстрировал уже первый год существования «Могилевбытсервиса».
Не меньшие результаты ожидаются и в нынешнем году. За первые семь месяцев в управляющей компании выручка от реализации товаров и услуг выросла почти на 9 процентов в сравнении с намечаемой, а прибыль — почти на 6 в сравнении с аналогичным периодом года минувшего, составив 73 тысячи деноминированных рублей. В 13,6 раза (!) в сравнении с запланированной увеличилась чистая прибыль, а рентабельности продаж — почти в три раза. Это ли не аргументация?!