От «Гамлета» до «Буратино»

Казаков, И. От «Гамлета» до «Буратино» : [интервью с главным режиссером Могилевского областного театра кукол И. Казаковым] / И. Казаков; записала А. Близнюк // Могилевская правда. — 2014. — 9 октября. — С. 3.

Осень — не только время холодов и проливных дождей, это еще и пора новых культурных открытий, выставок, музыкальных фестивалей и, конечно же, театральных премьер. Есть чем удивить и порадовать могилевчан в новом сезоне и Могилевскому областному театру кукол. Главный режиссер Игорь Казаков рассказал нам о ближайших премьерах, последних гастролях и достижениях.

В этом году мы решили сделать основной акцент на детском репертуаре. Еще летом прошли премьеры спектаклей для детей «Самый маленький самолет на свете», «Конек-Горбунок». 11 октября на малой сцене состоится премьерный показ спектакля «Бука» — это история о зайчонке, который ни с кем не хотел дружить. Ближе к Новому году планируем поставить «Буратино» — материал безумно интересный, динамичный и в то же время провокационный. «Буратино» уже много раз ставили, и поэтому сложно уйти от штампов. Но мы все же попытаемся. Вместе с нашим художником решили построить этот спектакль на комиксах, должно получиться нечто среднее между театром и кино, в постановке будут использованы куклы, маски, живой план… Все секреты пока не раскрою, иначе будет не интересно. Надеемся, что постановка понравится как детям, так и взрослым.

— После «Гамлета», премьера которого сильно нашумела не только в Беларуси, но и за ее пределами («Гамлет» в постановке Игоря Казакова сегодня претендует на Национальную театральную премию — прим. ред.) все с нетерпением ждут от вас новых интересных постановок для взрослых…

— Сегодня у нас уже есть несколько достойных работ в репертуаре для взрослых, и на этом мы не собираемся останавливаться. С приходом «Гамлета» наш театр вышел на новый уровень, изменилась мера ответственности перед взрослым зрителем. Мы это, конечно, понимаем и будем стараться дальше не опускать эту планку. В следующем году планируем поставить спектакль по пьесе Горького «На дне» — это достаточно серьезный, но в то же время и комедийный материал. Премьера пройдет, скорее всего, не ранее сентября 2015 года.

— Игорь Александрович, на какую аудиторию все-таки уходит больше сил и времени — на детскую или взрослую?

— Любой спектакль должен быть событием — как детский, так и взрослый. Детские спектакли, несмотря на свою внешнюю простоту, на самом деле гораздо сложнее в плане постановки. Задача режиссера — правильно расставить акценты, чтобы все было понятно — где нужно смеяться, где плакать… Это своего рода искусство манипуляции зрительскими эмоциями. Управлять детскими эмоциями непросто — никогда не знаешь, как ребята отреагируют на ту или иную шутку или прием. Мне рассказывали, как однажды на каком-то фестивале детям показали спектакль, главным героем которого был плюшевый мишка. Около 40 минут мишка ковырялся палочками в песочнице, и все это время малыши не могли оторвать от него глаз, настолько их это впечатлило!

После окончания спектакля мы часто предлагаем детям что-нибудь нарисовать, проводим конкурс на лучший рисунок. Для нас это очень хороший опыт — по этим работам можно понять, какие эмоции вызвали у ребятишек актеры. После «Похищения сокровищ», например, все рисунки были яркие, красочные — значит, им понравилось то, что мы делали. Для нас важно, чтобы первое знакомство с те­атром детям запомнилось надолго, чтобы они захотели сюда прийти вновь.

— В этом году в рамках ставшего уже традиционным для Могилева театрального фестиваля «Кукла тоже человек», который прошел в сентябре, впервые представили спектакль для детей. Почему было решено изменить формат фестиваля, ведь раньше он был исключительно для взрослых?

— Во всем мире сегодня идет борьба за детского зрителя, и мы не исключение. С польским творческим объединением «Театр Невозможный», который организует этот фестиваль, мы давно сотрудничаем, вот и попросили их привезти в Могилев хороший детский спектакль. Изначально планировалось, что они покажут три постановки, к сожалению, не все декорации пропустили через границу.

Для нас польский театр — это новый опыт, другой менталитет, другой язык, другая подача. У зрителя появляется возможность сравнить с тем, что видели ранее. Думаю, благодаря такому культурному обмену малыши с самого раннего возраста будут приобщаться к театральному искусству.

— Пару лет назад театр кукол объявил о новом проекте «Вторая сцена». Планировалось, что в его рамках будут проводиться различные выставки, концерты. Сейчас проект приостановился. С чем это связано?

— Да, в то время мы искали какие-то новые формы работы театра. Сейчас наши эксперименты проходят в основном на сцене. Все силы направлены на репертуар, обновляем старые спектакли, создаем новые. Кроме того, театр ведет активную гастрольную жизнь. Недавно приехали с фестиваля «БТК-фест» в Петербурге. До этого побывали на фестивалях в Гродно, Минске. В ноябре отправимся в Мюнхен. В будущем году запланирована поездка в Гданьск… Так что скучать не приходится.

— В последнее время наблюдается дефицит профессиональных актеров, и в частности, актеров-кукольников. Насколько актуальна эта проблема для вашего театра?

— Белорусская академия искусств уже несколько лет не набирает кукольников. Возможно, это происходит потому, что профессия теряет свою популярность. Чтобы стать профессиональным актером, нужно потратить много сил и времени, а на это сегодня не каждый готов пойти. Кроме того, в отличие от драматического театра или кино, в театре кукол сложно стать звездой. Здесь можно полвека просидеть в черном кабинете, управлять ручками, ножками… и быть никому не известным. Молодежь сегодня к этому не готова. Сейчас другое время, другой темп жизни. Если раньше могли осознанно идти в профессию, зная, что придется 15—20 лет оттачивать свое мастерство, то сейчас всем хочется всего и сразу…

Что касается нашего театра — да, мы действительно испытывали несколько лет назад дефицит кадров. Сейчас труппа практически сформировалась, в ней 17 актеров. Тем не менее, мы всегда ждем талантливых самородков, ярких личностей, желающих посвятить себя профессии кукольника.