Льдова, Е. Нетрадиционная «Женитьба» : [премьера Могилевского областного драматического театра] / Екатерина Льдова // Веснік Магілёва. — 2014. — 23 июля. — С. 7.
Громкой премьерой планирует завершить 125-й театральный сезон Могилевский областной драматический театр. Режиссер Саулюс Варнас неклассически прочел классическую пьесу Николая Гоголя «Женитьба». В итоге получилась уморительная, но, тем не менее, философская комедия с иллюзиями, подменами, саксофоном и роликовыми коньками.
Сюжет спектакля основан на истории, в которой сваха пытается поженить нерешительного холостяка Ивана Кузьмича Подколесина и купеческую дочь Агафью Тихоновну Купердягину, готовую выйти только за дворянина. Девушка довольно разборчива в выборе претендентов на свою руку и сердце, что делает поиск подходящего кандидата непростым.
Непросто будет сориентироваться в происходящем и зрителю. Как рассказала журналистам руководитель литературно-драматической части театра Юлия Пеплер, премьерный спектакль отличается нестандартными решениями многих вопросов: необычный сценический язык, непривычная организация игрового пространства, общение с залом на уровне подтекстов. Например, во время театрального действия зрители видят всю «кухню» закулисья: как актеры и работники театра перемещаются по коридору, заходят в гримерки. Происходящее в полном объеме характеризует и выбранный жанр постановки, указанный на афише: «Совершенно невероятное событие в двух действиях».
История, описанная Гоголем, с одной стороны кажется крайне простой, но в то же время она и очень всеобъемлющая. «Это рассказ о двух людях, которые стремятся создать свой маленький счастливый мир — семью, — пояснил режиссер. — В спектакле мы пытаемся найти ответ, почему им этого не удалось. Причем стараемся это сделать не нудным и старомодным языком, а в современной форме, в которой, как и у писателя, идут рядом комизм и драма. Это сочетание увлекает зрителя и делает материал более доступным для окружающих».
Саулюс Варнас затрагивает в своей работе тему жестокости и ищет пути решения того, как освободить от нее человека. «Я полностью согласен с величайшим французским теоретиком, который писал, что, приходящий в театр человек, должен умереть, — продолжал он. — То есть должен умереть тот человек, который пришел, и зародиться новый — с другими идеями, помыслами, устремлениями. Задача режиссера — попытаться убедить начать в себе поиск пути к духовному храму».
По словам режиссера и актеров, они старались не уходить от сюжетной истории, тем не менее, в спектакле зашифровано несколько уровней: есть повествовательная линия, а есть «акустическая» — довольно сложная, которая будет восприниматься совсем на других вибрациях. «Я горд за актеров. Они смогли открыть в себе новые стороны, таланты. Галина Лобанок за 20 часов научилась играть на саксофоне, Роман Кушнер встал на роликовые коньки, — приоткрыл завесу тайны режиссер спектакля. — Однако работа над постановкой еще не завершена: у нас еще много внутренних планов, которые можно будет раскрыть. Даже актеров на главную мужскую роль два, они будут играть по очереди, добавляя новые нотки в спектакль».
К слову, в «Женитьбе» задействована почти вся актерская труппа. Интересная роль и у одного из самых опытных актеров — Василия Галеца, который недавно получил почетное звание Заслуженного артиста Республики Беларусь. Кстати, несмотря на то, что он — профессионал старой закалки, Василий Николаевич в восторге от новой постановки и считает, что в рамках изменяющегося времени необходимо менять и театр.