Вернется не сторицей, но квартетом

     Федосова, В. Вернется не сторицей, но квартетом : [беседа с могилевской флейтисткой В. Федосовой] / Виктория Федосова ; беседовал Роман Гамезо // Днепровская неделя. — 2016. — 28 декабря. — С. 5.  

Во времена Ломоносова явление гения из глухой деревни казалось едко ли не сходкой однако с ходом времени удивительность таких событий расплывалась в тумане повседневных забот, и теперь едва ли не в каждом коллективе найдется человек, добравшийся до нынешнего положения отнюдь не легким путем.

И все же большая часть людей меняет свою жизнь в довольно зрелом возрасте, не надеясь на удачу, в го время как вчерашние выпускники иногда рискуют, порой даже наперекор родителям. Удивителен и тернист путь первой могилевской флейтистки петербуржекой консерватории Виктории Федосовой, которая поставила на карту практически все и выиграла!

— Не сказала бы, что я сыграла ва-банк, — рассказывает девушка. — Однако рискнуть пришлось очень и очень лихо. Учась в Могилевской гимназии-колледже искусств, я рассматривала самые разные варианты дальнейшего обучения, в чем поддерживали близкие и знакомые. Некоторые преподаватели говорили, что о поступлении в минскую консерваторию можно не волноваться, так как знаний и навыков хватало, а результаты пробных тестирований только радовали. Но при таком прогнозе я смекнула, что подобный расклад дает шанс попробовать рвануть повыше. Изначально Петербург показался едва ли не космическим вариантом, но, пообщавшись с тамошними студентами и выпускниками, надуманные страхи начали развеиваться, а робкие ростки смелости поднялись. Если честно, то я советую каждому выпускнику сначала разведать атмосферу того вуза, куда он собирается поступать, а уж потом строить впечатление о нем. Когда первоначальный трепет ушел, я начала еще более усиленно готовиться, учитывая рекомендации, полученные от будущих коллег из Петербурга.

— Неужели даже перед вступительными экзаменами не было страха? Это ведь совершенно другой уровень, новый этап!

— Что вы, я с самого начала металась между русским и белорусским вариантами, а в результате решила пробовать оба! Грянул гром в самом конце мая, когда я увидела примерное расписание экзаменов. У нас с мамой просто руки опустились, когда узнали, что экзамены поставлены буквально через день и сходятся друг с другом как шестеренки! Пришлось потратить огромные деньги на билеты и метаться день в день; сегодня Минск — завтра Петербург, сегодня из окна видна Свислочь, а назавтра — Нева. Еще заметила такую тенденцию в северной консерватории: ставят либо сто баллов, либо ноль, чтобы сразу отсеять всех лишних. А уж потом на экзаменах по русскому языку и литературе соревнуются самые одаренные, но меряются скорее в выносливости, нежели в таланте или знаниях. С таким режимом я конечно же не смогла устоять и недотянула до уровня Санкт-Петербурга. В Минск поступила, и даже на бюджет, но горчинка некоторая осталась. Проучилась год на родине, подружилась с некоторыми ребятами, уловила атмосферу заведения … и все-таки не смирилась. Я очень упорный человек и целей своих достигаю всегда, когда действительно этого хочу. Поступила со второй попытки — иначе и быть не могло! Может, так и нужно — сначала получить опыт поступления и обучения, чтобы чуть позже еще раз пройти по тем же ступеням, но уже с нужными мыслями в голове и четко отработанной тактикой.

— Так чем же непохожи консерватории Минска и Петербурга? Есть принципиальные отличия?

— Петербуржская консерватория — старейшая в России, имеет монументальные традиции и вообще очень … цельная, что ли. Ее в свое время окончили многие известные композиторы и исполнители, и эти корни идут очень глубоко в мир музыки. Это заведение по своей сути больше культурный монолит, в котором традиции
значат много больше, чем тенденции. А Минская консерватория более либеральна Ц духовно ей ближе Европа, в этом направлении идет и уклон обучения. Советское время оставило сильный отпечаток на ней, однако жизнь в этих стенах бьет ключом, и каждый студент понимает, что здесь его талант не зажмут в тиски.

— А с чего началась идея создания студенческого квартета, с которым вы в конце ноября приехали на выступление в свою альма-матер — Могилевскую гимназию-колледж искусств?

— Коллектив начался с крепкой дружбы, которая и вылилась в творческий союз. Юноши уже давно играют вместе на различных площадках по всему миру, у них наработан опыт выступлений и прекрасно развито чувство друг друга, что в музыкальных коллективах и особенно в дуэтах очень важно. А мы с Маргаритой — пока что только «обыгрываемся», но желание работать вместе и работать хорошо положительно сказывается на результатах. Так что это не просто квартет — четыре друга, коллеги. Произведений именно для трех флейт и фортепиано мы пока что не играли, но активно осваиваем материал в этом направлении. Разрабатываем программу всегда вместе и только в полном составе, так как гармония в музыкальном коллективе на следующем месте после таланта и труда. Дело в том, что у двух наших Александров — Петрова и Кашпурина — довольно обширный и обыгранный множество раз репертуар, а мы, девушки, как бы влились в их дуэт, так что произведений с нашим участием пока не так много, но для зрителя они звучат ново и свежо, а это очень важно.

— Что можно сказать о вас как о людях и музыкантах вне рамок коллектива?

— Маргарита Попова и я — первокурсницы, учимся вместе и дружим, конечно. Обе — редкие энтузиастки, ведем, как у нас говорят, «активную концертную деятельность». Обе смотрим на жизнь позитивно и стараемся выжать из себя максимум пользы. Маргарита окончила Новгородский колледж искусств имени Рахманинова, лауреат многочисленных конкурсов. Александр Кашпурин, наш пианист, учится на третьем курсе консерватории, участвует в международных конкурсах и дает сольные концерты на самых разных площадках по всему миру. Он очень талантливый музыкант и очень искренний человек, поэтому мы ни секунды не усомнились, приглашая его в свой коллектив. Александр Петров, мой муж, — аспирант консерватории, самый старший участник квартета, также активно выступает на родине и за рубежом, имеет большой опыт участия в международных соревнованиях. Дружелюбный и активный парень, очень позитивный и трудолюбивый. (Как жена имею право захваливать, но не буду пользоваться моментом…)

— Вы ведь стали супругами совсем недавно, в середине ноября. Поздравляю! Как вы пришли к этому решению?

— Познакомились, как ни банально, благодаря общему делу — флейте. Во время подготовки к поступлению и в течение первого, минского года обучения, я консультировалась у Саши по некоторым профессиональным вопросам, интересовалась петербуржскими музыкальными традициями. Он помогал мне и часто мог разъяснить моменты, которые совершенно недоступны даже в самом объемном ответе преподавателя. Встретились в первый раз, когда я приезжала в Петербург на консультацию — и понеслось! Предложение было столь неожиданным, что я ужасно перепугалась и чуть не убежала, но потом поняла, как сильно и безудержно его люблю. Свадьба состоялась 12 ноября, там были все наши любимые друзья, коллеги и самые близкие родственники. Конечно, Маргарита и Саша тоже были там. По дороге в загс нас дважды останавливали сотрудники ГАИ, а еще мы умудрились даже в небольшое ДТП попасть! Но все прошло гладко, несмотря ни на что. Теперь — только мирная семейная жизнь и музыка!

— Кто и как помог вам организовать концерт в Могилеве? Откуда вообще у этой поездки «ноги растут»?

— Идея была общая. Мы играли концерт в Великом Новгороде, на родине Маргариты, потом в Петербурге, где родились оба Александра. Логичным завершением этой программы стал концерт в Могилеве. С организацией помогла администрация гимназии-колледжа, в частности заместитель директора по учебной работе специального цикла Наталья Дмитриевна Алисеева. Неоценимую помощь оказала преподавательница класса флейты Марина Александровна Шорникова, которая за время обучения стала мне едва ли не родным человеком.

— Выступление в нашем городе прошло более чем успешно и даже имело некоторый общественный резонанс. Какие перспективы стоят перед вами теперь? К чему вы планируете стремиться в дальнейшем?

— Спасибо за теплые отзывы! Теперь мы планируем еще активнее заниматься и организовывать новые выступления, больше путешествовать и делиться с людьми своими мыслями и чувствами через музыку. Вы только не подумайте, что обо всем другом теперь забудем — учиться мы тоже собираемся!