Выгодный свет

   Павлов, В. Выгодный свет : [ОАО «Зенит»] / Виктор Павлов // СБ. Беларусь сегодня. — 2017. — 31 января. — С. 11.

Открытое акционерное общество «Зенит» — предприятие достаточно молодое. Оно появилось в Могилеве в конце 70-х прошлого столетия. В марте 1976-го Министерство промышленности средств связи СССР приняло решение о строительстве Могилевского опытного завода «Зенит», входящего в состав Ленинградского научно-производственного объединения «Вектор». Будущему производству предстояло выполнение заказов военно-промышленного комплекса. Изначально предполагалось, что коллектив будет трудиться исключительно на «оборонку». Так вначале и было. Параллельно с работами по оснащению цехов и участков, изготовлению металлоконструкций пред приятие выполняло первый секретный заказ. В начале 1980-х первые изделия были направлены партнерам.

О чем конкретно идет речь? Не скажу по одной лишь причине: не знаю. В журналистике я с середины 80-х прошлого столетия. И прекрасно помню, что в советские времена в местных (как, впрочем, и в центральных) СМИ упоминать о существовании завода было не принято. Хотя все в городе прекрасно знали о деятельности засекреченного производства Журналисту же в те времена попасть на территорию режимного объекта было вообще невозможно. Потому — это уже в 90-е, когда с завода потихонечку стал сниматься гриф секретности — все-таки переступая порог заводоуправления (заметьте — даже не цехов), ощутил, будто пришел на некую terra incognita, где даже самая простая бумажка окутана романтическим ореолом тайны.

Символ эпохи

В 90-е, кстати, из-за отсутствия заказов от военно-промышленного комплекса пришлось сворачивать производство. Тогда коллектив сократился почти на 1000 человек. А руководству предприятия пришлось искать новые ниши. Да, заводу было нелегко. Но именно в те времена он выпустил новую продукцию, Речь идет о заполонивших прилавки отечественных магазинов кассетных магнитофонах «Беларусь». Честно говоря, не помню, сильно ли они уступали по качеству знаменитым японским «кассетникам», продававшимся тогда только в «комиссионках». Но вот что касается цены, то она была достаточно демократична. Потому неудивительно, что эти магнитофоны можно было встретить чуть ли не в каждой семье.

Кстати, когда был на предприятии, мне рассказывали: недавно появилась идея возродить «Беларусь» — в уже ретро-корпусе разместить современнейшую начинку. Задумка могла получиться очень интересной. Но, увы, пресс-формы корпусов на предприятии не сохранились. А изготавливать их заново — штука достаточно дорогостоящая и отнимающая немало времени.

Смена статуса

До 2000 года основным потребителем продукции «Зенита» были российские партнеры. Но Российская Федерация предприняла меры для защиты собственных производителей и по сокращению импорта в страну. Вот и получилось, что завод был фактически вытеснен с емкого рынка, Выживать становилось все сложнее, требовалось неотложное решение.

И оно было принято. В августе 2000 года Министерством промышленности был изменен статус ОАО «Зенит» — оно стало дочерним предприятием ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения». Сегодня основным направлением деятельности является производство плат, узлов и изделий радиотехнического и радиоэлектронного профиля для «Могилевлифтмаша». В частности, на «Зените» изготавливаются устройства управления лифтом, устройства привода дверей кабины, выключатели безопасности и многое другое. Жизнь показала: вхождение в холдинг «Могилевлифтмаш» для «Зенита» стало не просто спасением. Еще в какой-то степени •новой точкой отсчета, когда можно с уверенностью смотреть в завтра. Не буду иллюстрировать данное утверждение выкладками с цифрами. Приведу лишь один факт. Сегодня предприятию порой приходится работать и по выходным: заказов очень много.

В принципе, после слияния с «Могилевлифтмашем» на «Зените» могли пойти по пути наименьшего сопротивления: выполнять заказы для головного предприятия и ни о чем другом не думать. Но здесь не привыкли просто плыть по течению. Потому на предприятии постоянно ищут новые направления. И находят, занимая все новые и новые ниши рынка.

Светить всегда и везде

Одно из направлений — выпуск светотехнической продукции для карьерной, автомобильной и сельскохозяйственной техники. Например, те светодиодные фары, что устанавливаются на огромных «БелАЗах», — Могилевского производства. «Зенит» уже три года подряд выигрывает тендер, весьма спокойно чувствуя себя среди конкурентов (некоторые из них — признанные во всем мире производители). В кооперации с ОАО «Руденск» холдинга «Автокомпоненты» ведется разработка новейшей автомобильной светотехники. Сегодня среди автолюбителей все большую популярность получают светодиодные лампочки, устанавливаемые в фары. Оно и понятно — поток света (соответственно, освещенность проезжей части) значительно выше, чем от галогеновых или ксеноновых лампочек. Пока новинку выпускают в основном в Китае. Но и в Могилеве уже задумались о производстве автомобильных лампочек нового типа. Правда, процесс этот быстрым в будет. Мало выпустить продукцию. Надо сертифицировать ее с точки зрения безопасности. Ведь чересчур яркая лампа может ослепить водителя встречной машины, а так и до ДТП недалеко…

Сегодня «Зенит» осваивает производство светодиодных фар для тепловозов и электричек. Это непростая задача, ведь так фара должна светить на километр и более. Hаработки у завода есть. Вообще, это новая область применения светодиодов, и у завода есть все шансы на успех.

Отдельно хотелось бы остановиться еще на одной продукции ОАО «Зенит» — светодиодных лампах и светильниках для уличного освещения. По всей стране эксплуатируются тысячи светильников Могилевского производства. Что характерно, зенитовцам удается конкурировать даже с китайцами. Пусть светильники порой получаются и дороже (за счет применения качественных комплектующих), чем те, что «made in China», но они в полтора — два раза меньше потребляют энергии и окупаются за 4-6 месяцев. Причем потребляют они электроэнергии в 10 раз меньше, чем традиционные ртутные лампы, а света дают не меньше. Это не просто голословное заявление. Светильники Могилевского производства по итогам 2016-го вошли в список «Лучшие товары Беларуси». В конкурсе же, который проводил Департамент энергоэффективности Министерства энергетики при участии Национальной академии наук, сразу два диплома получила продукция «Зенита» — за наилучшее освещение при минимальной потребляемой мощности.

В Могилеве уже стало появляться и экономичное светодиодное освещение пешеходных переходов — опять-таки речь идет о продукции «Зенита». Как водитель скажу — очень качественное. Не слепит того, кто находится за рулем. И одновременно прекрасно видно — есть на «зебре» пешеход или нет. Завод вносит весомый вклад в обеспечение безопасности дорожного движения. И, как знать, может, вот это появившееся освещение уже помогло спасти жизнь пешеходам или сохранить их здоровье…

Среди других товаров, которые выпускает «Зенит», отметил бы инверторный сварочный аппарат. Удобство его применения в том, что он не дает помехи в электрическую сеть. Иными словами, если начнете вести сварочные работы в своем доме, у соседей не станут моргать лампочки да захлебываться компрессоры холодильников. В принципе, аналогичной продукции на рынке хватает. Но сочетание очень малого веса и большой мощности — это редкость.

На предприятии уже достигли многого. Но прекрасно понимают, что сейчас не время почивать на лаврах. Так считает директор открытого акционерного общества Алексей Войтехович:

— Стоит лишь на чуть-чуть остановиться, и можно навсегда отстать от конкурентов. Потому модернизация на заводе — одна из приоритетнейших задач. Инновационная деятельность, обновление производства, новые рынки сбыта — такой ориентир определен в ОАО «Зенит» на перспективу.